0
2859
Газета Культура Печатная версия

18.06.2012 00:00:00

Шагалу подобрали истоки

Тэги: москва, выставка, марк шагал


москва, выставка, марк шагал Внучка художника, внешне очень похожая на Шагала, приехала в Москву, чтобы представить работы деда.
Фото автора

Выставку к его 125-летию наукообразно назвали «Марк Шагал. Истоки творческого языка художника». Но это оказался живой показ, с помощью декоративно-прикладного искусства картинам попытались придать объем и поискать аналогии – не всегда бесспорные – образам Шагала. Теперешний «выход» художника среди полутора сотен графических работ с вкраплениями живописи, керамики и даже скульптуры для фонтана обещает, в частности, еще не виданного в России Шагала. Проект в складчину подготовили ГТГ, наследники художника, западные и российские коллекционеры и музеи. Куратор тот же, что был на ретроспективе «Здравствуй, Родина!» семилетней давности. С тех пор, правда, Екатерина Селезнева ушла из галереи и стала директором Департамента международного сотрудничества Минкульта.

В стремлении к изысканности главное – не переусердствовать. Аналогии и выставочный дизайн хороши как аккомпанемент, и от него ждешь попадания в тон. Нет, Шагал тут именно такой, какого ждут. Все как полагается – быт, утративший обыденность и ставший фантасмагоричным, переворачивает мир вверх дном. А грусть и радость, как в жизни, неразлучны, потому и соседствуют в зале офорты (к его книге «Моя жизнь») со свадьбой и с могилой отца, а неподалеку с могилой матери и с влюбленными. И развеска, которая на этот раз приятно удивила продуманностью, тонко и ненавязчиво эти параллели выявляет.

Фирменные шагаловские животные с печальными человеческими глазами сосуществуют с подкрашенными с акварельной нежностью дворниками. Сытый помещичий мир иллюстраций к «Мертвым душам» и «Басни» Лафонтена – это уже видано. Зато впервые прочерчена ось от детских почеркушек (ранние альбомы из собрания Тамаза и Иветы Манашеровых) к коллажам 1960–70-х годов из коллекции наследников Шагала (он, как и Матисс с его декупажами, в поздние годы взялся за ножницы). Разглядеть, как неловкие линии детской руки обернутся плывущим, парящим, кривоватым, но лиричным миром зрелого человека. И сравнить графику «плоскую» с переведенной в объем сервиза, который Шагал расписал к свадьбе дочери Иды – мотивы те же.

С художником – дело понятное, а вот аранжировка показа… Тут, впрочем, стоит разделять разные моменты. Удовольствия смотреть живые вещи не отнять, как и симпатии, которую вызывают параллелью идущие экспонаты – от сакральных предметов до плетеной люльки-коляски и проецируемых на стену витражей (того, что можно назвать дизайном). Вопрос, добавляет ли что-то этот дизайн к Шагалу? Хорошо, что из петербургского Этнографического музея и из московского Музея истории евреев в России привезли меноры и хануккии, но вряд ли они сообщат нечто новое о Шагале – скорее работают на атмосферу. Правда, стремление к ней иногда спотыкается о случайность отбора. Параллели работают, если точны. Может ли претендовать на точность появившийся тут изразец с трубящим воином из Косово?

Но есть и безусловная кураторская удача. Вообще все это стоило затевать хотя бы ради сопоставления шагаловских опусов с лубками. Рядом с аппетитным «Славным подпивалой, веселым подъедалой» – раблезианская «Трапеза Собакевича» (к слову, благодаря гоголевским иллюстрациям Шагала, заказанным маршаном и издателем Амбруазом Волларом, «Мертвые души» впервые перевели на французский). Хотя… если по лубку катится в санях крестьянин, считать это композиционной аналогией к «Смерти крестьянина Петра Савельева Неуважай-Корыто», погребенного под телегой, – все-таки натяжка. А еще Шагала хорошо бы сравнить и с классическим искусством, пофантазировав, не стала ли его живописная «Обнаженная над Витебском» далеким эхом веласкесовской, тоже повернувшейся к нам спиной «Венеры»…

Раз представился удачный повод поговорить о дизайне, тут можно было пойти еще дальше. Если к картине «Парикмахерская» подверстывают выгородку с уголком цирюльника (трогательно подчеркивая – «Инсталляция «Парикмахерская» – чтобы уж все поняли, ГТГ тоже в курсе новейших тенденций и делает «инсталляции»), если сюда вкатили люльку-коляску, если расставили сакральные предметы и спроецировали на стену витражи для синагоги при больнице Хадасса в Иерусалиме, то и притулившиеся скромно у стенки скульптуры для фонтана стоило вынести в центр зала (места хватает) и сымитировать тот самый фонтан. Чтобы была и улица, и общественное, и приватное пространство. Кстати, как рассказала «НГ» внучка Шагала и вице-президент Шагаловского комитета Мерет Мейер, мраморные рыба и птица происходят из семьи франко-русских коллекционеров Костелиц. Шагал сделал фонтан со скульптурами, окруженными мозаичной стеной, для дворика перед столовой их парижского дома. После смерти супруги хозяин подарил фигурки Фонду Пьера Джанадда. В Москву, правда, привезли не оригиналы, а единственную их копию, на изготовление которой Комитет Шагала дал согласие.

Идея музейщиков не просто в энный раз показать Шагала, а поискать аналогии, перевести картинку в 3D – в целом ход нетривиальный. И глядеть на него в такой аранжировке, пусть сопоставления и не всегда точны и новы, все же гораздо интереснее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Азербайджанская община Карабаха считает неэтичным письмо главы непризнанной НКР Путину

Азербайджанская община Карабаха считает неэтичным письмо главы непризнанной НКР Путину

Роман Каширин

Турал Гянджалиев предлагает вести диалог во имя мира и сосуществования

0
1120
Трамп и Байден признали друг друга агентами влияния РФ и КНР

Трамп и Байден признали друг друга агентами влияния РФ и КНР

Геннадий Петров

Кандидаты в президенты США провели последние перед выборами теледебаты

0
3239
Бишкек всячески подчеркивает лояльность Москве

Бишкек всячески подчеркивает лояльность Москве

Виктория Панфилова

Россия скорее всего вновь обеспечит финансовую подушку безопасности для Киргизии

0
1458
Новикомбанк – с 27-летием!

Новикомбанк – с 27-летием!

0
890

Другие новости

Загрузка...