0
3843
Газета Культура Интернет-версия

17.12.2012 00:00:00

Волнующие изгибы внутри "Рабочего и колхозницы"

Тэги: выставка, живопись


выставка, живопись Красота советская...
Фото с официального сайта выставки

Показанная в 2007-м в Русском музее выставка «Венера советская» была там хитом, а теперь переехала в музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», несколько изменив состав участников. Обнаженная, полуобнаженная, не вполне одетая и даже одетая строго женская натура помножена на 120, по числу работ из собрания ГРМ, и стала открытием площадки «Рабочий и колхозница». Пространство это, правда, уже открывали, но когорте живописных, графических и скульптурных дам доверили сделать это вновь – на этот раз в составе МВО «Манеж», куда с недавних пор входит площадка.

Писать про это, конечно, надо бы мужским почерком. Про стоящих и возлежащих у зеркала, как ренессансные Венеры, девушек, про томных женщин в интерьерах, про подсмотренных у реки (они не против!) купальщиц, про заснувших в гамаке, про девочку в душе и стройных акробаток, даже про мужественных метростроевок… Со всеми их волнующими и постепенно, чем ближе к официозу, тем меньше, волнующими изгибами.

Секса в Стране Советов, по преданию, не было. Мысли о нем художников не отпускали. На всяческих советских Венерах можно было отвести душу, это получалась живопись par excellence. Лежащая на тахте рыжеволосая девушка Юрия Пименова («одетая» в белый носок), написанная будто едва касающимися поверхности, словно мерцающими мазками так, что синий фон стены обрамляет нежный, «хрупкий» тон тела, – трудно поверить, что это 1936-й, что это тот же художник, который сделал, как известно, «Даешь тяжелую индустрию!» и сделает еще «Новую Москву».

Если прочесть жизнь советской ню в несколько трагичном ключе, получится следующее. Вот было в первой четверти века искусство, настроившее оптику на новые лады, и наслаждалось оно жизнью – и женской красотой, натурально, тоже. Потом пришел Сталин, и чем дальше, тем больше все как-то костенело. А художники так не хотели, и вот вынуждены были, что знали и ценили в истории искусства, кутать в одежды нового строя. Чем больше кутали, тем меньше обаяния. Если метростроевка с лопатой, метростроевка под душем у Александра Самохвалова хотя и мужеподобны, но помнят еще и Нику Самофракийскую (и тем перекликаются с мухинскими «Рабочим и колхозницей», оставшимися у вас над головой) и даже Венеру Милосскую, то застегнутая на все пуговицы деловитая дама на трибуне с послевоенного плаката Алексея Кокорекина к 8 Марта вызывает смешанные чувства. И сталинская цитата «Таких женщин не бывало и не могло быть в старое время» сегодня звучит двусмысленной усмешкой.

Можно пуститься в рассуждения, что выставка эта о сравнении официальной линии культуры и искусства для себя, о перерождении «Венеры советской» (звучащей, конечно, ироничным парадоксом о бытии homo soveticus). Но писать об этом рецензию, раскладывая по полкам мотивы, структуру, что там еще, – как говорить «Перечисли кости черепа… а потом поцелуй». С радостью ловишь переклички мотивов – от белых условно-бесплотных купальщиц Малевича к толстозадой русалке, как назвал бы ее Заболоцкий, Кустодиева у реки. И сделанные на контрасте сопоставления. От сидящей как в дымке задумчивости (притом почти буквально!) девушки с гитарой Владимира Лебедева до его смачной, с чернющими от краски глазами и краснющими губами, «Катьки» блоковского пошиба. От бубновалетовцев к спортсменке Дейнеки с плаката «Работать, строить и не ныть!». От образов в духе «о, это как в жизни» до гравированной Кустодиевым частушки «Земляничку я сбирала…» и замечательно-наивной «Красавицы» на раскладушке примитивиста Аркадия Петрова уже 1980 года. А в скобках советской хронологии еще окажется непременный дачный сектор – завершится он скучноватыми работами со сбором урожая 1970-х и всякими там вечерами у реки, но будет и рисунок Василия Власова 1974-го с умывающейся незнакомкой (соседкой?), случайно увиденной в дверном проеме. А где-то в начале этого ряда промелькнула девочка-купальщица 1934-го Александры Якобсон, несколькими быстрыми движениями кисти оставленная на мокром акварельном листе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
653
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
638
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
555
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
758

Другие новости