0
1957
Газета Культура Интернет-версия

27.05.2013 00:01:00

Прибежище патриотов

Тэги: большой театр, призы


большой театр, призы Лучшими танцовщиками названы Вадим Мунтагиров и Албан Лендорф. Фото РИА Новости

Совершеннолетие  балетный Бенуа встретил без особого драйва, но и без скандалов, которые так часто сопровождали его в годы отрочества. Все как-то устоялось. Традиционно акция  заняла два вечера: первый –  церемония награждения и концерт номинантов-2013, второй – трехактный гала «Звезды Бенуа де ля данс – лауреаты разных лет». Традиционно оба концерта – благотворительные, в пользу ветеранов балета.
Традиционно  Юрий Григорович возглавил жюри. В его состав вошли  директор Национального балета Нидерландов Тед Брандсен, хореограф Дэвид Доусон, балетмейстер-репетитор и педагог Большого театра Марина Кондратьева, худруки Баварского государственного балета,  Балета Сан-Франциско и  Датского королевского балета Иван Лишка,  Хельги Томассон  и Николай Хьюббе, а также  прима-балерина и худрук Английского национального балета Тамара Рохо. Все, кто в теме, помнят, что по обычаю каждый член жюри выдвигает своего соискателя, а в ночь перед церемонией все вместе решают судьбу приза. За последнее время номинаций в списке прибавилось, балетный Бенуа вручали и сценографам, и композиторам, и художникам по свету. Но на этот раз ограничились тремя основными (лучший хореограф, лучшие танцовщик и танцовщица), если, конечно, не считать почетной номинации «За жизнь в искусстве». В 2013 году этого приза удостоен Джон Ноймайер (именно он 21 год назад стал самым первым в истории лауреатом Бенуа де ля данс). Однако забрать свою статуэтку мэтр сможет лишь через год. Это тоже традиция. Так что нынче Бенуа «За жизнь в искусстве» вручили прошлогоднему лауреату Пьеру Лакотту.
 За два десятка лет пять раз (в том числе в 2010 и в 2012 годах) среди лауреатов не оказывалось соотечественников. Зато теперь патриотам  было чем гордиться: добрая  половина номинантов – солистов заметных трупп  Германии (Екатерина Петина и Тигран Микаэлян), США (Мария Кочеткова), Великобритании (Ксения Овсяник и Вадим Мунтагиров),  Нидерландов (Анна Цыганкова) – выпускались или начинали в  академиях и школах Петербурга, Москвы, Минска, Новосибирска, Перми, Еревана.  Не задумываясь о том, какое несметное число, к примеру, кубинцев, японцев или корейцев танцует в самых разных, в том числе и наипрестижнейших, танцевальных труппах, так и не усвоив пока, что мир давно не обращает внимания на то, какую фамилию носит артист, ревнители всего «русского» на пресс-конференциях не раз испытывали терпение членов жюри, добиваясь заведомо (как им казалось) очевидного ответа на вопрос: свидетельствует ли вышеозначенное представительство о мировом триумфе русской школы. Им не приходит в голову, что этот факт может свидетельствовать, скажем, и о том, что российским танцовщикам тесно в рамках одной школы, одной страны, хочется успеть за недолгий балетный век многое попробовать, а трудиться (чтобы преодолеть однобокость классической подготовки) приходится по-черному.  И когда Иван Лишка на один из таких с неподдельной гордостью заданных вопросов сказал то, что думал (мол, русские на высоте исключительно в классике, в остальных же многочисленных и многообразных техниках мировой хореографии первенство пока не на их стороне), в воздухе повисло неловкое молчание. Правды никак не ожидали.
Концерт номинантов-2013, как и 20 предыдущих, показал:  традиционно покрыты мраком критерии отбора. При любых допущениях трудно понять, как с Хансом ван Маненом (представленные в Москве «Вариации для двух пар» в очередной раз доказали: он – небожитель) может соревноваться окончивший в 2010 году школу Английского национального балета и лишь пробующий (более чем робко, если судить по версии «Жар-птицы» Стравинского) свои постановочные силы Джордж Уильямсон. Даже кандидатура куда более именитого и проверенного английского хореографа  Кристофера Уилдона (в данном случае он представлял  Национальный балет Нидерландов и разделил  победу с ван Маненом)  выглядела не совсем адекватно. Бенуа в номинации «Лучший танцовщик» получили Албан Лендорф (Датский королевский балет) и Вадим Мунтагиров (Английский национальный балет). И если первый, экспансивный, без балетного «бриолина», сумел придать индивидуальные черты и  Арману Дювалю («Дама с камелиями» в хореографии Ноймайера), и Джеймсу («Сильфида» Бурнонвиля), то с какого перепугу не блеснувший ни техникой, ни индивидуальностью Мунтагиров обошел конкурентов (среди них, например,  солист Большого театра Владислав Лантратов, уже во второй раз номинированный и не получивший Бенуа), и как тасовали эту колоду члены жюри, остается гадать. Объективно вполне логичной  можно признать единоличную победу в женской номинации молодой солистки Большого театра Ольги Смирновой (в отличие от всех остальных ее выдвинули аж за четыре партии). Хотя при наличии многочисленных прецедентов недоумеваешь: почему бы не разделить приз между ней и датчанкой Гудрун Бойесен или, скажем, Марией Кочетковой…
 Особого удивления, впрочем, все это не вызвало. Все традиционно. Появилось, правда, в 2013-м  и одно новшество. С целью «продвижения молодых талантливых артистов балета» программа Бенуа начала новый – молодежный – проект под названием «Будущие звезды Бенуа де ля данс».    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
689
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1671
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2191
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1656

Другие новости