0
3008
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2014 00:01:00

Новая точка на художественной карте Москвы появилась из «белого на белом»

Тэги: выставка, москва, инна боженова


выставка, москва, инна боженова Владимир Вейсберг еще на пути к «белому на белом». Фото автора

IN ARTIBUS учрежден коллекционером и предпринимателем Инной Баженовой, которая начала издавать русскоязычный вариант The Art Newspaper, а нынешней осенью стала владельцем и лондонской версии издания. Летом на Архитектурную биеннале в Венецию в качестве президента Фонда Михаила Рогинского она возила его выставку, а теперь открыла пространство собственного фонда IN ARTIBUS возле Пречистенской набережной. Для старта выбрали Владимира Вейсберга, показом «Влюбленный в классическое искусство» с живописью и графикой из музейных и частных собраний отмечая его 90-летие, – для открытия некоммерческого фонда ход хороший, со ставкой на живопись par excellence, без оглядок на политику. 

Вместе с Мультимедиа Арт Музеем, с галереей «Наши художники» и еще парой квартирующихся по переулкам галерей (уже актуального искусства) фонд вписывается в арт-квартал, сложившийся вдоль Остоженки. И претендует на то, чтобы делать выставки музейного уровня: следующий пункт – Машков и его школа, а на 2016-й намечен показ Мориса Утрилло и Жоржа Руо. 

«А ваш Вейсберг интересен чем-то, кроме искусства?» – цитировала одного из приглашенных на выставку иностранных журналистов куратор Елена Руденко (показ они готовили вместе с Еленой Хлопиной). От политики отгородившийся натюрмортами-портретами-пейзажами художник далек, власть не обличал, испытал влияние прогремевших в начале века бубнововалетцев, испытал, испил и от их звучного колоризма пришел к своему в полтона, деликатно, под сурдинку звучащему «белому на белом», отчего его зовут метафизиком и сравнивают с Моранди. Для Вейсберга дело в палитре – у него даже была теория о «Классификации основных видов колористического восприятия», которую он озвучил в 1962-м в Академии наук. 

Хотя выставку кураторы ведут с «манифестом» отказа от упрощающих картины Вейсберга ярлыков вроде того самого «белого на белом», именно с такого классического Вейсберга 1960-х – начала 1980-х и начинают. В «красном углу» – натюрморт с белой скатертью и бегущей по ней зеленой полосой, белым кувшином и белой тарелкой на столешнице, которую неведомые силы будто чуть приподняли с одного края, но – все предметы в порядке, стойкие, как оловянные солдатики. Про эту вещь, как и про «Апельсины в черных бумажках на черном столе» (которые, к слову, были на знаменитой Манежной выставке 1962-го), тоже с «опрокинутой» столешницей, иногда говорят, протягивая нить чуть не к Малевичу с супрематическими экзерсисами… Сравнение интересное, но кажется, до оставленных существовать «навзничь» столов из натюрмортов Давида Штеренберга отсюда ближе. А по сторонам от картины с кувшином – как створки полиптиха пошли натюрморты с геометрическими гипсовыми фигурами, с Венерами и танагрскими статуэтками, однообразные вообще-то мотивы, которые ему не наскучивали. Бело-серая гамма, складывающаяся из многих на самом деле оттенков, и очертания, то проступающие четче, то будто в расфокусе, словно то всматриваешься в них, то прикрываешь глаза. (Тут вспомнится знаменитая обманка XIX века, рисунок с «Архитектурным пейзажем под прозрачной бумагой» Федора Толстого, тоже контуры, силуэты, но хочется поднять кальку, которая оказывается нарисованной.) Только жаль, что в эффектном, с хорошим светом пространстве фонда, за которое отвечает архитектор Евгений Асс, на этот раз, для «белого на белом», оставили серые стены – думается, темные выгородки сейчас бы больше пригодились, а эти – глушат, обедняют тональные игры. 

Вейсберг, кстати, и портреты (!) писал так же. Вернее, от ранней, бубнововалетской по жирной, размашистой живописи, машковской по смелому духу женщины у зеркала, когда центром изображения «глядят» краснющие губы, он идет к образам, почти монохромным. Тогда и жена, и другие модели становятся похожими друг на друга, поскольку на всех лежит печать не то печали, не то просто самопогруженности, – у них уже не черты лица, даже не выражение лица, а какая-то внутренняя мысль, которая занимает художника. Меланхолия, а ей аккомпанирует общий серовато-голубоватый, дымчатый колорит.

А если «пролистать» время назад, там другие натюрморты, иногда – почти шарденовские по гедонистическому духу живописи, а по цвету – и того пуще, по-авангардистски смелые. А если заглянуть еще дальше – раньше, найдете аэростат в сумеречном небе 1944-го (картину эту прежде еще не выставляли), почти реалистическая, без «выкрутасов» вещь. Такой путь. «Белая гора» – так можно перевести фамилию Вейсберга, важный нюанс в его творчестве – его, не чужого среди своих, нет, но другого в среде «другого искусства». Не нервный примитивизм Владимира Яковлева, не созерцательное разбрасывание карт Владимиром Немухиным, не барачная летопись лианозовца Оскара Рабина – просто живописная фактура, которую он постоянно искал, проходя и оставляя позади лишнее, не его. Ощущение, будто он хотел картину – вещь – развоплотить, создать почти эфемерной. Оставив осязаемыми ее трепет, дыхание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1277
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
954
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1063
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1123

Другие новости