0
11353
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2015 00:01:00

Предсказания Бориса Покровского сбываются

Тэги: театр, покровский, бертман, синявская


Покровский был мудрецом.		Фото РИА Новости
Покровский был мудрецом. Фото РИА Новости

В Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского проходит фестиваль спектаклей легендарного оперного режиссера и основателя театра. Традиционно он начинается в день рождения Бориса Александровича и продолжается до середины февраля. За свою долгую жизнь Покровский поставил 143 оперы в СССР и за рубежом, на лучших сценах, в лучших театрах. Но сегодня даже в Большом театре не осталось ни одного спектакля в его постановке. Так что Камерный театр, в прямом смысле детище Бориса Александровича, единственное место, где можно увидеть его работы. Специально для «НГ» музыковед Наталия СУРНИНА поговорила с людьми, близко знавшими Покровского: о нем вспоминают режиссер Дмитрий БЕРТМАН и певица Тамара СИНЯВСКАЯ.

– Фразу «Покровский – великий оперный режиссер» теперь, увы, нередко произносят как аксиому из энциклопедии. Молодое поколение не знает, в чем «живой», истинный смысл этих слов. 

Дмитрий Бертман: Сейчас такое печальное время, что молодой человек нигде и не прочитает про Покровского, его уже засекречивают. У нас быстро с почестями провожают, а потом стараются не вспоминать. Захлестывает жизнь, появляются новые кумиры… Поэтому новому поколению сейчас важно сказать, что такой человек был, заинтересовать их личностью Покровского. К счастью, он оставил после себя большое творческое наследие, много книг. У меня есть рукопись его книги, но издать ее очень тяжело. Мне говорят: круг специалистов маленький, мало кто сможет это покупать. А должны в очередь выстраиваться!

Покровский – предсказатель. Он говорил, что опера станет одним из самых популярных видов искусств, потому что это синтетический вид, объединяющий все. И она стала. Оперные театры собирают полные залы. Рейтинг проекта «Большая опера» перебивает федеральные каналы с их эстрадой. На корпоративные концерты за большие деньги никто не заказывает попсу, все хотят оперу. В кинотеатрах идут трансляции оперных спектаклей, и билеты не купить. Опера считалась умирающим искусством, деликатесом, а теперь стала популярной! И это Покровский предсказал. 

Он был мудрец, философ, историк, человек, который размышляет, обожает литературу и который просто учит культуре. Это личность, которая должна быть интересна не только для специалиста, а для любого человека, который хочет стать хоть чуть-чуть умнее, чему-то научиться. 

К сожалению, спектаклей Покровского осталось очень мало, и только в Камерном музыкальном театре. И фестиваль, который театр проводит, это огромное подспорье для того, чтобы помочь сохранить Покровского. Я, например, страдаю, что у меня в «Геликоне» нет спектаклей в постановке Покровского. Но у меня в театре есть его ученики. И дух Покровского в «Геликон-опере» жив.

– Какой особый режиссерский рецепт в своих спектаклях применял Покровский, что позволяет им и сегодня оставаться интересными для разной публики? 

Д.Б.: Этот вопрос лучше задать человеку, который впервые пришел на его спектакль. Для меня такие постановки, как «Нос», «Ростовское действо» – часть мироосознания, часть жизни. У меня ощущение, что я родился с этими спектаклями, я знаю их наизусть. Поэтому мне сложно проанализировать их и сказать, почему так. 

Несколько лет назад в Камерном театре был восстановлен спектакль Покровского «Похождения повесы». Меня спрашивали: как, что? А мне судить очень тяжело, потому что у меня с этим спектаклем связано столько счастливого времени, что если бы просто поставили декорации «Повесы», я бы уже сидел и плакал. Потому что спектакль уже идет у меня перед глазами.  

Покровский сделал театр, где певец стал высококлассным драматическим актером. Это то, чего хотел Станиславский и, кстати, не сделал. А Покровский сделал. В его театре появилась целая плеяда артистов с огромным репертуаром. Все они для меня являются «театром Покровского». Артистов он сделал фанатами, и они его спектаклями жили. Даже когда он уже был очень пожилым, редко появлялся в театре, они прислушивались к каждому его слову, потому что каждое его слово было бриллиантом. 

Сегодня можно увидеть огромное количество спектаклей с великолепными интересными сценографическими решениями, с элементами трюков. Они могут конкурировать по внешнему облику. Но мы не найдем в них таких актерских работ, как в постановках Покровского. Когда через роль мы вспоминаем спектакль, это значит, что режиссер ушел в актера. Он не ушел в «гарнир», он «мясо» нам подавал. Кормил нас биологическим продуктом. А сейчас очень много «гарнира», замечательной «посуды», умеют красиво нарезать морковку… а мясо под санкциями. И все замены иного качества. 

– Вас, солистку Большого театра, Покровский пригласил участвовать в первой постановке Камерного музыкального театра – опере Щедрина «Не только любовь». Что принципиально иного было в его работе на сцене собственного театра?

Тамара Синявская: Большое счастье, что я встретилась с Борисом Александровичем. Я сразу это поняла и по сей день знаю, что не каждому в жизни суждена такая встреча. Я работала с ним и в Большом театре, и в Камерном. Принципиальная разница в том, что огромная сцена требует крупных мазков, а камерная – больше нюансов и деталей. И это мне безумно нравилось. Не могу сказать, что на большой сцене он не работал так же скрупулезно, как на малой, но там все-таки были другие задачи. 

Каждое его слово во мне всегда находило отклик. Я ему доверяла и полностью была в его режиссерской власти. Работая со мной над разными образами – юношами, женщинами, девушками, – для каждого персонажа он находил какой-то необыкновенный нюанс, который мгновенно придавал образу узнаваемость, определял стиль. Работая с Покровским, я хватала все, что он давал. Иногда это было не просто: я была слишком молода для понимания всего, что он в нас вкладывал. Покровский всегда персонально относился к личности, тембру голоса, внешности, все это суммировал и для каждого исполнителя находил абсолютно разные краски. В этом я убедилась, работая над «Семеном Котко» Прокофьева. Одну роль исполняли два потрясающих артиста – Алексей Кривченя и Артур Эйзен. Они пели одну и ту же музыку на один и тот же сюжет, но я просто поражалась, насколько это были разные персонажи! 

Когда Покровский узнал, что я буду преподавать в ГИТИСе, он меня благословил и сказал: «Только, пожалуйста, не давай им просто стоять и петь». Я ему ответила: «Ну уж за это вы, Борис Александрович, не беспокойтесь». И со студентами я занимаюсь не только как педагог-вокалист, но и как режиссер. Иногда на занятиях я слышу в себе его интонации, вижу его движения, порой даже вздрагиваю: Господи, это же во мне Борис Александрович говорит. До такой степени он до сих пор живет во мне. Для меня это, конечно, гуру и авторитет, с которым я в режиссерском музыкальном мире никого сравнить не могу. 

– Участвуя в первом спектакле Камерного театра, предполагали ли вы, что театр этот обретет такую славу и долгую жизнь? 

 Т.С.: Конечно, в тот момент я не думала об этом. Театр тогда не имел своего дома, мы были как цыгане. Оперу «Не только любовь» я пела на сцене драматического театра Станиславского, где были не самые лучшие условия. 

Для меня участие в опере Щедрина у Покровского – это был прорыв, ведь я была воспитана на Глинке, Чайковском и подобных композиторах. Мне думается, что молодежи, которая стремится к новым формам, его спектакли будут очень интересны. И молодые, возможно, даже поймут их лучше, нежели мы, которые росли на сугубо классических примерах.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
836
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
486
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1067
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
901

Другие новости