0
3543
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2016 00:01:00

Ватиканские танцы

Тэги: третьяковская галерея, выставка, ватикан


третьяковская галерея, выставка, ватикан Карло Кривелли хотел написать крик. Фото автора

Ради открывшейся в Инженерном корпусе экспозиции «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковской галерее усилены меры безопасности, билеты сюда на музейном сайте начали продавать за месяц до открытия, а фотожурналистов во время пресс-показа по настоянию Ватикана попросили не снимать произведения крупным планом и в деталях. Словом, ажиотаж вокруг 42 работ из Музеев Ватикана, занимающих в мировом рейтинге посещаемости шестую строчку, разыгрался нешуточный. Хотя, например, вынесенного в заглавие Караваджо с «Положением во гроб» в Москву уже привозили, а приехавшие сейчас две рафаэлевские работы обещанными шедеврами назвать сложно.

В явлении Roma Aeterna – Вечного Рима – Москве как Третьему Риму есть работы замечательные и есть проходные, но интересным просмотр становится в том числе благодаря одной тривиальной картине. Хотя относиться к выставке стоит прежде всего как к выжимке ватиканского собрания, где показаны нечасто гастролирующие произведения (а порой и не гастролирующие вовсе, как «Христос Благословляющий», редкая римская икона XII века с большими утратами, так что дозволение привезти ее в Москву вызывает если и не священный, то все-таки трепет), но у экспозиции имеется и именитый куратор, сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов. Он расположил все по хронологии, представив эволюцию живописи от Средневековья до Проторенессанса и Раннего Возрождения в одном зале – к высокому Возрождению, болонским академистам и живописи XVII века во втором. От той самой иконы с Христом – к последней точке с циклом «Астрономических наблюдений» 1711-го, размещенном случайной «виньеткой» в отдельной комнате. Тут Донато Крети живописал известные на тот момент планеты, за которыми наблюдают рокайльные галантные персонажи. В этом должно, видимо, прослеживаться движение от веры к науке или к их сосуществованию, несмотря на то что предыдущие картины ожидаемо демонстрируют торжество религии.

За одним исключением, тем самым упомянутым недавно тривиальным опусом, который, кажется, дает именно кураторский комментарий ко всему происходящему. «Фортуна с кошельком» болонского академиста, потом добившегося успеха и в Вечном городе Гвидо Рени и мастерской – вещь неоконченная, но замысел понятен: заказанная аббатом, она показывает в лицах Удачу и Случай. Сценка заключается в том, что нагое существо с неуверенной анатомией и сиреневой драпировкой, где грудь и длинные волосы выдают женщину (Фортуна), держит наподобие колокольчика кошелек, из которого сыплются монеты, – в то время как озорной Амур (Случай) хватает ее за волосы, чтоб замедлить полет своенравной – но здесь скорее меланхолично-ленивой – дамы. То, что выставка случилась, несмотря ни на что, – хорошо. А в религиозном по специфике собрании Ватикана тоже случаются светские «антракты».

Что касается хронологической структуры, приходится признать, что, как ни сопротивляйся, но когда смотришь два основных зала выставки, в дело вступает вкусовщина. Пока живопись развивалась в сторону освоения объемности пространства и пластической убедительности героев, те зрители, кто предпочитает пусть еще и условное, но компенсирующее это любовью к детализированным рассказам искусство, наверняка предпочтут пойти направо. Хотя в этом более раннем разделе многие работы – лишь части алтарей-полиптихов, которые были в свое время разрознены и разбросаны по разным собраниям, но даже фрагменты почти все производят сильное впечатление. И «Оплакивание» венецианца Карло Кривелли, где горе оплакивающих в жестах, в мимике с открытыми, кричащими от ужаса ртами, как-то удивительно сочетается с общей орнаментальной декоративностью композиции; и рядом – «Оплакивание» из Алтаря Пезаро другого венецианца – Джованни Беллини, контрастирующее с кривеллиевским, напротив, немотой, которой обернулась для героев трагедия. Здесь же – и хрестоматийные, воспроизводящиеся на ватиканских сувенирах музицирующие ангелы с фрески Мелоццо да Форли – в сложных ракурсах, но гармонично и нежно написанные художником, которого, хоть он и не римлянин, приписывают к основателям римской школы. Но самое удивительное произведение – пределла (нижняя часть алтаря) феррарца Эрколе де Роберти. На доске в два с небольшим метра длиной и всего в 30 см шириной он написал «Чудеса святого Винченцо Феррера: Исцеление роженицы – Воскрешение богатого иудея – Исцеление хромого – Спасение ребенка из горящего дома – Воскрешение ребенка, убитого безумной матерью». Мастеру хотелось втиснуть в небольшой формат все: как горюют женщины, как какой-то всадник подъезжает к месту событий, как кому-то во время пожара размозжило голову; как люди в ту пору одевались, как он, де Роберти, умеет писать классическую архитектуру и как он же может добавить сюда полуфантастический храм на краю скалы, закрученной спиралью. Правда, завораживающая обстоятельность рассказа в иконографическом плане до конца до сих пор не разгадана.

Тем же из пришедших на ватиканские гастроли, кто любит более реалистичные по стилистике изображения, налево – во второй зал. И если миниатюрные гризайли с аллегориями Веры и Милосердия (тоже из алтарной пределлы) никак не выдают гениальности Рафаэля – и в этом случае вынесение его имени в заглавие выставки иначе как преувеличением не назвать, то «Положение во гроб» Караваджо, даром что его показывали в Москве на ретроспективе в ГМИИ, стало одной из лучших картин и сегодняшней выставки. Дерзкий человек и смелый художник, Караваджо ставит свой «фирменный» свет, что всегда живет в окружении кромешной тьмы, сопоставляет жизнь и смерть и оставляет героев на краю плиты, что застыла над могилой. Рядом – караваджисты Орацио Джентилески, Сарачени и Трофим Биго (вернее, приписываемые этим двоим работы); Веронезе, наследующий венецианскому колоризму; гламурный, живописно неинтересный «Христос во славе» маньериста Антонио Корреджо; болонские академисты Лодовико Карраччи (который вместе с двоюродными братьями основал Академию вставших на правильный путь, дабы вернуться к штудированию великих мастеров Возрождения), Гвидо Рени и Гверчини; барокко Пьетро да Кортоны и классицизм Пуссена... Живопись местами очень хорошая, местами посредственная, становящаяся технически более изощренной, но порой вместо эмоциональной остроты дающая поверхностную чувственность, а то и высокопарность. Однако на выставке ставка сделана на панораму развития итальянского искусства и бренд музея. Свой бренд Третьяковская галерея покажет в Ватикане в 2017-м, отвезя туда российские картины на евангельские сюжеты. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
402
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
420
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
359
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
446

Другие новости