0
3955
Газета Культура Печатная версия

25.09.2018 18:34:00

Маски баронессы

"Парижские вечера" в Пушкинском музее показывают богемные хитросплетения искусств и биографий

Тэги: пушкинский музей, парижские вечера, выставка

Полная On-Line версия

пушкинский музей, парижские вечера, выставка На выставке можно побыть в обстановке салона на бульваре Распай. Фото агентства «Москва»

Открывшаяся в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» рассказывает о польской аристократке, меценате и художнике Элен Эттинген, урожденной Елене Миончинской, и ее монпарнасском салоне на бульваре Распай – одном из мест артистического бурления эпохи модернизма. Проект выстроен вокруг коллекции Альбана и Мадлен Руссо, правопреемников баронессы, и ее двоюродного брата Сержа Фера, но здесь показывают и хрестоматийные произведения из ГМИИ, и работы из музеев Парижа, Женевы и Хельсинки, и вещи из частных собраний.

В одном из первых залов баронесса глядит с маленьких фотокарточек то томно, то победоносно. Одетая в светлое платье в пол, положив руку на крышку рояля, она стоит возле окна – видимо, того самого, которое, согласно приведенным тут воспоминаниям Арденго Соффичи, художника, критика и одного из возлюбленных Элен Эттинген, выходило на кладбище Монпарнас. В одном из последних залов «портрет» баронессы дан через ее творения – тканое с вышивкой панно с кружочками-розетками, расписную декоративную вазу из зеленого стекла, картины с привкусом орфизма да диптих с веселыми и наивными изображениями марионеток, всё – с общим знаменателем нарядной красочности. В 1890-х дворянка Елена Миончинская встретила барона Отто фон Эттингера: «замужество продлилось всего год, но титул баронессы она сохранила на всю жизнь», – комментируют, кажется, не без иронии в музее стартовый этап истории, в которой искусство и меценатство будет накрепко вплетено в романтические приключения. В начале XX века Элен вслед за двоюродным братом Сергеем Ястребцовым (вскоре он сделается Сержем Фера) обосновывается в Париже, в 1912-м поселяется на бульваре Распай (а Фера – в доме напротив), где ее салон просуществует до 1935 года. Баронесса не только покровительствовала искусствам, но и сама литераторствовала и занималась живописью, беря то один, то другой псевдоним: Рок Грей, Леокар Пьё и Франсуа Анжибу (не сильно отставал от нее брат, и другим его псевдонимом был Жан Серюсс – «этот русский»).

«Парижские вечера» – не только одноименный журнал, права на который Эттинген и Фера купили специально для ставшего главредом Гийома Аполлинера (в том числе и чтобы взбодрить его после расставания с художницей Мари Лорансен) и в котором публиковали и свои труды. Кураторы Сильви Бюиссон и Алексей Петухов эти самые «Парижские вечера» сделали поэтичной параллелью к атмосфере салона Эттинген и их с Фера круга общения, в который входили, например, фовисты Матисс и Андре Дерен, кубисты Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Жан Метценже, перебравшийся в Париж в 1908-м Александр Архипенко и приехавший туда годом позже другой представитель парижской школы – Леопольд Сюрваж. C Эттинген его связывали романтические отношения.

Образы в салоне – в духе времени – были неотрывны от слова, и в кругу Эттинген и Фера помимо Аполлинера были Жан Кокто, Макс Жакоб, Андре Сальмон и Блез Сандрар. Надо всем этим, понятное дело, есть ореол обаяния владелицы салона, ее увлечений, масок и ее, видимо, порядком мифологизированные рассказы об имении Красный Став (на территории нынешней Польши), приносившем доход вплоть до революции, воображенном в рисунке Сюрважа, а в 1919 году описанном ею в романе «Замок Красный Став». Есть истории и история, сейчас они то пересекаются, то нет. С точки зрения историй теперешняя выставка, сделанная специально под Пушкинский музей, интересно и «озвучена» (цитатами из самих действующих лиц и информативными кураторскими текстами, за что отдельное спасибо), и проиллюстрирована, поскольку герои этих хитросплетенных историй представлены то работой, то портретом, а иногда и письмецом. «Суббота» Андре Дерена из ГМИИ хорошо обыграна как раз историей (и, к слову, недавно исследована в музее, так что сейчас сообщают и новые детали о самом полотне): Аполлинер опубликовал ее в «Парижских вечерах», а спустя месяц – купил Сергей Щукин, возможно, видевший публикацию.

С исторической точки зрения важнее, конечно, то, что характеризует самих Эттинген и Фера. С одной стороны, это, например, эскизы Фера к знаменитой сюрреалистической драме Аполлинера «Груди Тиресия», которую представили в театре Рене Мобель, а репетировали в салоне Элен, живописные кубистические опыты Фера или сделанная Эттинген ширма «Игра в карты». С другой, «аутентичные» вещи, прежде находившиеся в собрании сестры с братом: натюрморт Сюрважа, портрет Фера, написанный его возлюбленной Ирен Лагю, да даже просто открытка с рисунком Пикассо для Фера. И раз эти двое рано стали собирать африканскую пластику, – статуэтки.

Одними из первых Эттинген и Фера разглядели талант в горемыке Анри Руссо, покупали его работы, Элен писала о нем статьи – а когда после революции они больше не получали доходов с имений в России, они стали продавать подорожавшие к тому моменту картины Руссо. И вот здесь истории и история на выставке как-то размыкаются, поскольку не совсем понятно, зачем плюс к произведениям из ГМИИ и французского частного собрания здесь есть еще и Руссо из частной московской коллекции. Ничего нового это не дает. Такая же история с рисунками-эскизами Леже, кажущимися сейчас на фоне его картины (все – из ГМИИ) балластом. Выставка ведь не про Руссо и не про Леже. Хорошо, что такие «случайные» произведения не заслоняют образов артистичных Эттинген и Фера.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
593
Всякому видимому – свою (не)видимость

Всякому видимому – свою (не)видимость

Дарья Курдюкова

Сергей Хачатуров сделал выставку о зрении в связи с древностью и современностью

0
1211
В ГЭС-2 идет масштабная выставка работ Ольги Чернышевой

В ГЭС-2 идет масштабная выставка работ Ольги Чернышевой

Дарья Курдюкова

Поезд жизни на улице Сна

0
3710
Русский Рубенс и его придуманная страна

Русский Рубенс и его придуманная страна

Марианна Власова

В Третьяковской галерее представили монографическую выставку Бориса Кустодиева

0
3839

Другие новости