0
3249
Газета Культура Печатная версия

28.05.2020 19:35:00

Пандемия приблизила современную академическую музыку к народу

Образовательные проекты о композиторских техниках и не только выходят во всемирную сеть

Тэги: современная академическая музыка, идеи, проекты, цифровизация, пандемия, коронавирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

современная академическая музыка, идеи, проекты, цифровизация, пандемия, коронавирус Количество просмотров показывает, что новая музыка может быть интересна и вне консерваторских стен. Фото агентства «Москва»

Мир постепенно выходит из пандемии, в том числе и художественный. Последние три месяца заметно активизировали цифровизацию и «выудили» на поверхность любопытные идеи. Ниже – три проекта, посвященные современной академической музыке.

Культурный центр ЗИЛ и лаборатория Gnesin Contemporary Music Week, которую придумали и проводят аспиранты Академии музыки им. Гнесиных, вывели на массовую аудиторию сугубо профессиональные вещи, до сих пор принадлежащие музыкальной науке. Проект «По нотам» каждую неделю представляет публике одну из великих – или заметных – партитур последних 50 лет. Разумеется, тексты выбираются радикальные (из тех, о которых несправедливо говорят «это не музыка»), одна их запись – сама по себе предмет любопытства. Одна из прошлых тем – о том, как композитор Энно Поппе уложил 840 вариаций в шесть минут, или о том, как написана пьеса «Похороны анархиста» Франческо Филидеи, в партитуре которой нет ни одной традиционно записанной ноты, но есть движения, мимика, жесты и специальные звуки.

Партитуры разбирают исполнитель в паре с музыковедом, расшифровывая и замысел автора, и воплощение – по нотам, шаг за шагом доказывая, что каждая из пьес создана по определенным законам (гармонии, формы, пусть и в осмыслении XXI века), что само по себе доказывает, что это музыка, и талантливая.

28 мая флейтист Игнат Хлобыстин и куратор Ирина Севастьянова будут размышлять на тему «Что общего у японского театра Но и европейской композиторской музыки?» и покажут сочинения начала 1970-х годов. Одно из них – камерная опера «Харакири», которую венгерский композитор Петер Этвёш написал под впечатлением от истории ритуального самоубийства японского писателя Юкио Мисимы, вторая – пьеса «Голос» японского композитора Тору Такемицу.

Еще один проект, созданный молодыми учеными из Московской консерватории и Гнесинской академии, скоро переступит во второе тысячелетние, если вести счет в днях. Сайт stravinsky.online в честь себя и композитора, которому обязаны своим названием, придумал фестиваль «Диалоги Стравинского». Здесь действует отказ «жанровой самоизоляции» и приветствуются самые разные формы интернет-мероприятий, включая новейшие. Так, закроется фестиваль zoom-вечеринкой (26 июня), а вот начнется вечерним ток-шоу, посвященным обучению на первой в России программе «Cаунд-арт и саунд-дизайн» в ВШЭ (30 мая), продолжится – премьерой очередных частей медиаоперы Дмитрия Курляндского «Письма счастья»(31 мая с самого утра), YouTube-презентацией новой книги музыковеда Левона Акопяна «Великие аутсайдеры музыки XX века: Эдгар Варез, Роберто Герхард, Джачинто Шельси и Жан Барраке» (5 июня в 22.00), обсуждением самого революционого оперного проекта XX века – гепталогии «Свет» Штокхаузена, в том числе и недавний опыт постановки в Нидерландах (11 июня в 22.00). Собственно, Игорю Стравинскому будет посвящен… комикс (с музыкой), который сочинил композитор и художник Даниил Ерёмин (17 июня в 10.00). А 21 июня фестиваль вступает в диалог с советской оперой, которая преподносит сюрпризов не меньше, чем современная (музыковед Наталия Сурнина расскажет об оперной практике первых десятилетий прошлого века 21 июня).

Вынужденный простой концертной деятельности (весьма интенсивной) подвигнул ансамбль «Студия новой музыки» обратиться к роскошному архиву и фиксации уникального исполнительского опыта. «Студия» – один из пионеров исполнения, изучения и пропаганды новой и новейшей музыки – месяц назад запустила проект Education и начала его с записи последней лекции музыковеда Юрия Николаевича Холопова. Любительская запись 17 лет лежала в архивах – и вот, оцифрованная и расшифрованная (с титрами и музыкальными примерами) вышла за пределы аудитории конференц-зала Московской консерватории. Вслед за ней «Студия» открыла доступ к творческим встречам с композиторами, оказавшими несомненное влияние на музыкальное прошлое и настоящее: Беатом Фуррером, Изабель Мундри, Йоханнесом Шёльхорном, Микаэлем Жаррелем и Хельмутом Лахенманом. А участники ансамбля – пианистка Наталия Черкасова, флейтистка Марина Рубинштейн, скрипачи Станислав Малышев и Екатерина Фомицкая – подготовили серию мастер-классов, посвященных самым виртуозным приемам исполнения музыки ХХ и XXI веков. Композиторы Фридрих Церха, Жерар Цинстаг, Филипп Леру и Владимир Тарнопольский, а также музыковед Йорн Петер Хикель «выступят» перед широкой аудиторией в июне. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Високосный. Двадцатый. Твой

Високосный. Двадцатый. Твой

Алексей Мухин

Из-за “дела ТоАЗа” страдает российская экономика и образ РФ на внешней арене

0
1498
Столпотворение на курортах хотят конвертировать в деньги

Столпотворение на курортах хотят конвертировать в деньги

Анатолий Комраков

Отечественной туриндустрии надо покрыть 1,5 триллиона рублей потерь

0
4117
Кредитовать малый бизнес в сырьевом государстве оказалось невыгодно

Кредитовать малый бизнес в сырьевом государстве оказалось невыгодно

Ольга Соловьева

Отечественные банки предпочитают нефть и газ

0
2276
Пандемия опять выходит из-под контроля

Пандемия опять выходит из-под контроля

Данила Моисеев

После повсеместного снятия карантина во многих странах возвращаются к ограничительным мерам

0
2124

Другие новости

Загрузка...