0
1826
Газета Культура Печатная версия

10.11.2020 19:11:00

Кухарка будет управлять государством. Мировая премьера оперы Александра Журбина по сказке "Новое платье короля"

Тэги: мировая премьера, комическая опера, счастливый день, александр журбин


мировая премьера, комическая опера, счастливый день, александр журбин Служанку выдают за принцессу из соседнего королевства. Фото Ольги Гебгарт предоставлено организаторами фестиваля

Основные события фестиваля к 75-летию Александра Журбина проходят, конечно, в Москве, но кое-что выплескивается и за ее пределы. Так, мировая премьера новой комической оперы «Счастливый день» прошла в Туле на сцене Областной филармонии имени Иосифа Михайловского. Причем премьера не концертная, а полноценная театральная – в городе, где нет оперного стационара, да и вообще прошла она не в театре, а в концертном зале. Интрига?

Много ли мировых премьер отечественных опер состоялось не в российских столицах, а на провинциальных сценах? Из тех, что заняли прочное место если не в мировом, то хотя бы в отечественном репертуаре, таких почти что и нет вовсе. Впрочем, оно и неудивительно: в эпоху расцвета оперного жанра, в благословенном XIX веке, когда гроздьями появлялись шедевры национальной классики, кроме Москвы и Петербурга, оперных театров, в сущности, в России и не было больше нигде. В советское же время, когда плотная сеть оперных домов покрыла всю огромную страну, сам жанр цвел уже не так пышно.

Займет ли новый опус юбиляра подобающее ему место среди творений русской композиторской школы, покажет время. Журбин, работающий в последнее время в оперном жанре особенно интенсивно – не так давно в Театре имени Покровского был поставлен его «Мелкий бес», а в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – «Метаморфозы любви», да и на нынешнем фестивале оперная премьера уже вторая, ведь менее месяца назад в столичном Зале имени Чайковского была явлена «городу и миру» еще одна его свежая опера, «Анна К.», – рискнул возродить комическую оперу, или, как он сам определяет, оперу-буффа. Когда-то этот жанр был очень популярен, в нем было рождено немало шедевров, из него выросли оперетта и мюзикл, но сказать, что и сегодня в нем активно творят композиторы, было бы преувеличением. Впрочем, иногда все же что-то появляется – вспомним хотя бы прошлогодних «Рабочего и колхозницу» Владимира Николаева, кстати тоже представленных не в театре, а в концертном зале «Зарядье».

А Тульская филармония возникла неслучайно: москвичам и невдомек, что оперные проекты здесь играют нередко, тем более что у творческой институции есть два великолепных коллектива, которым любое оперное полотно по плечу, – Тульский филармонический симфонический оркестр под управлением Владислава Лаврика и знаменитый еще с советских времен Тульский государственный хор (худрук – Александр Соловьев, главный дирижер – Георгий Августинович), созданный когда-то еще самим легендарным хормейстером Михайловским, чье имя сегодня и носит филармония. Да и зал в превосходном здании в стиле модерн знаменитого архитектора Иллариона Иванова-Шица, хотя и не театральный, достаточно вместительный, просторный и с отличной акустикой. Кроме того, премьера включена в программу Минкульта Тульской области «Народная опера – классика для всех!» и получила грантовую поддержку уже Минкульта федерального.

Отправной точкой для либретто Михаила Марфина послужила морализаторская сказка Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля», однако для двухактной комедии пришлось придумать много чего нового: и добавить пару любовных линий, и персонифицировать придворных интриганов (так появились Министр и Фрейлина), и аферистов слегка облагородить, сделав их все же настоящими кутюрье, и для Короля изобрести свою историю – не просто же так ему понадобилось новое платье! Король влюбился и хочет жениться на кухарке Эльзе, не подозревая о ее низком социальном происхождении: аферисты-кутюрье выдают ее за принцессу соседнего королевства, а для убедительности шьют ей роскошный наряд. Самому же Королю втюхивают антинаучное ноу-хау – волшебное платье, по которому тот-де будет распознавать истинные душевные порывы своего окружения. Естественно, никакого наноплатья в итоге нет – как и положено, Король оказывается голым, а детский глас из народа уличает его в мистификации. В версии Марфина это ему стоило ни много ни мало – королевства, о чем никто абсолютно не сожалеет: ведь и кухарка может управлять государством! Эльза становится новоизбранной монархиней из народа, берет себе в мужья Мартина, одного из ушлых кутюрье, народ ликует, день оказывается воистину счастливым.

Либретто новой оперы настоящая удача: оно ладно скроено, драматургически убедительно, а кавээновское чутье Марфина ни разу не подвело его с уместностью той или иной шутки, с качеством юмора, вложенного в уста персонажей. То же можно сказать и о музыке Журбина, по его признанию, этот опус у него писался легко, и это очень чувствуется: партитура сверкает мелодическими находками, буквально искрится заводными ритмами, во всем чувствуются естественность, легкость, шарм подлинной комедийности. Похоже, что богатое мюзикловое прошлое композитора здесь пригодилось как никогда. Оркестровая фактура прозрачна, а эстрадный налет (значительная роль ударных) лишь добавляет динамики и тонуса. Вокал по-настоящему расцветает – голосам есть что петь, где себя показать, мелодика не примитивна, но и не архисложна, хотя порой и с неожиданными сюрпризами, но в целом весьма удобна для исполнения. Среди актерско-певческих работ особенно запомнились сочные образы Короля (Максим Сударев), Министра (Вениамин Егоров), Фрейлины (Софья Ефимова), второго кутюрье Ганса (Дмитрий Орлов), да и нежное сопрано Полины Клинниковой (Эльза) слушать было приятно.

Воплотить новый опус «на театре» автор доверил молодым постановщикам Полине Бертэн и Дмитрию Маркину. В непростых нетеатральных условиях им в содружестве с художником Габриэллой Ижевской и хореографом Артуром Ижевским удалось создать атмосферу настоящей музыкальной комедии, где все оказалось на своих местах – и двухуровневая лестничная конструкция, призванная изображать корчму Эльзиного папы, и многочисленные аллюзии на современные российские реалии, и динамичные танцы (в которых нетеатральный хор превзошел сам себя), и яркая прорисовка ролей даже весьма второстепенных персонажей. Пожалуй, лишь со светом еще очень стоит поработать: тем более что совсем скоро спектакль будет показан в столице, на сцене Театрального зала Дома музыки. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мартышка против пандемии. Валерий Гергиев представил новую оперу Родиона Щедрина "Приключения обезьяны"

Мартышка против пандемии. Валерий Гергиев представил новую оперу Родиона Щедрина "Приключения обезьяны"

Вера Степановская

0
2402

Другие новости

Загрузка...