0
1632
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2020 14:35:00

Опера «Апноэ»: страшная сказочка со счастливым концом

Молодые композиторы не чураются старомодного жанра оперы, пытаются вдохнуть в него жизнь и с успехом доказывают, что перспективы у него все же есть

Тэги: опера, молодые композиторы


опера, молодые композиторы Фото Владимира Майорова, предоставлено пресс-службой проекта

Старушке опере пошло пятое столетие: за истекшие четыре смерть ей предсказывали неоднократно. Спасать пытались тоже не единожды: вспомним великих реформаторов жанра разных эпох – Глюка, Вагнера, Берга. В последние годы тучи особенно сгустились, но уже не над одной оперой, а над академической музыкой как таковою – «конец времени композиторов» провозглашался не единожды и с самых разных сторон.

Тем не менее, оперы пишут и сегодня. Понятно, что они не очень похожи на традиционные для нашего понимания опусы а ля Верди или Чайковский. Понятно также, что авторы совершенно по-разному подходят к решению задачи – в меру своего таланта и эстетических установок. И все же, интерес к синтезу вокала, инструментальной музыки и театра со всем его богатым арсеналом выразительных средств остается огромным – как у творцов, так и у публики. И посмеем предположить крамольное – так будет всегда, пока существует человечество. В конце концов, поиск этого синтеза гораздо древнее и живучей одного узкого жанра, шел он и до оперы, ведется и сейчас. Будет ли это опера в строгом смысле этого слова? – жизнь покажет.

Один из активных проектов, пытающийся вдохнуть жизнь в оперу и развивать ее, – лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоОРЕRАция»: именно так, заковыристо, пишется его название, в чем проявился авторский креатив и одновременно многозначность выбранного термина – тут «спрятаны» и идея сотрудничества, и отсылка к оперному жанру. Его «толкачами» стали две очаровательные девушки – оперный режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталия Сурнина. Впервые лаборатория заявила о себе в 2017-м, проведя оригинальный конкурс, когда вместе сводились молодые композиторы и литераторы (выступавшие в качестве либреттистов), которые должны были в заданных параметрах сочинить оперное произведение. Участникам были поставлены условия: задан состав инструментального ансамбля, хронометраж (14 минут) и количество солистов (не больше трех). В итоге на суд публики было вынесено восемь новых опусов, которые были представлены в один вечер (общий хронометраж вполне позволял) на малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Однако, на этом не остановились: тогдашние корометражки их творцы развили в большие оперные произведения, по хронометражу вполне сопоставимые с традиционными, классическими, привычными для каждого театрала операми. И эти полные версии постепенно получают полноценное сценическое воплощение – пусть пока не в рамках оперных стационаров, а в проектных вариантах, но, тем не менее, усилиями лаборатории в столице случаются мировые премьеры новых опер молодых композиторов, что само по себе не может не радовать. Так, в прошлом году в Малом зале «Зарядья» была показана опера Игоря Холопова «Путешествие Голубой стрелы» по сказке Джанни Родари, а в этом очередь дошла до оперы Алины Подзоровой на либретто Гульнары Сапаргалиевой «Апноэ». Несмотря на пандемийно-эпидемиологические реалии ее показали вживую, а не только в онлайн-формате (хотя параллельно, конечно же, шла и такая трансляция), в новомодном пространстве «Люмьер-холла» на территории дизайн-завода «Флакон».

Сочинение Подзоровой – безусловно, опера, хотя и весьма оригинальная. Но не в том смысле, как можно было бы ожидать – не в стиле продукций «Электротеатра Станиславский» (тех же «Сверлийцев» или «Октавии. Трепанации»), «Носферату» Дмитрия Курлянского или «Снегурочки» Александра Маноцкова. Она достаточно мелодична, хотя в основе речитатив, а законченных музыкальных номеров в традиционном смысле нет, тональна, гармонически и ритмически прихотлива, но вполне доступна для восприятия слушателю с любым уровнем музыкальной подготовки. Вокальные партии поются, с их помощью обрисованы характеры и состояния героев, есть место и меланхолии, и мистике, и любовному томлению, и откровенной экспрессии. Без лирической линии не только не обошлись, а на ней построена, по сути, вся фабула опуса – а какая ж настоящая опера без любви? В целом характер музыки чем-то напоминает стиль минималистов а ля Филипп Гласс, но тягучие повторяющиеся формулы-построения весьма уместны в истории о подводных галлюцинациях, в обрисовке как морских глубин, так и глубин подсознания.

«Апноэ» - немножко страшная сказочка, но со счастливым концом: она повествует о встрече на морских глубинах девушки-фридайвера и Русалочки, у каждой из которых своя история несчастной любви. В глубинах океана сознательно тонущую Исидору посещают видения, вызванные остановкой дыхания – истории героев ее фантазий также связаны с морем и любовью – потерянной и вновь обретенной. И это стимулирует в ней желание жить – бороться, страдать и любить: отвергая суицидальные намерения и увещевания Русалки навечно остаться на дне, Исидора выныривает на поверхность.

В проекте заняты впечатляющие молодые силы. Из септета певцов особенно запоминаются красотой тембров и выразительностью пения густое меццо Анны Холмовской (Русалочка) и яркое сопрано Анны Половинкиной (Минори). Свести воедино непростую партитуру удается маэстро Олегу Пайбердину, великолепно управляющемуся с солистами, вокальным квартетом театра голоса «Ла Гол» (худрук Наталия Пшеничникова) и собственным ансамблем «Галерея актуальной музыки». Постановку осуществила Екатерина Василёва, проявив немалое мастерство в раскрытии сложной темы в условиях, не вполне подходящих для полноценного оперного спектакля. Ощущение грозной и загадочной морской стихии было подарено публике благодаря видеоарту Александры Комаровой, сценографии Марии Чернышевой, свету Александра Романова и хореографии Александры Рудик. Замедленная пластика героев, умелое использование всего пространства атриума, убедительные мизансцены – все сложилось в гармоничный и увлекательный спектакль, актуальный по форме, но традиционный по транслируемым ценностям.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Паяцы" под небом голубым. Премьерой оперы Руджеро Леонкавалло Казанский оперный театр открыл сезон

"Паяцы" под небом голубым. Премьерой оперы Руджеро Леонкавалло Казанский оперный театр открыл сезон

Наталья Кожевникова

0
2864
Операция «Сватовство»

Операция «Сватовство»

Игорь Атаманенко

Как КГБ пытался проникнуть в мировое правительство

1
4454
Опричнина в гостях у земщины

Опричнина в гостях у земщины

Александр Матусевич

Михайловский театр из Петербурга показал на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко свою последнюю оперную премьеру – раритетного «Опричника» Петра Ильича Чайковского

0
2734
Юноша в пурпурной тунике

Юноша в пурпурной тунике

Вячеслав Харченко

Когда хочется быть отвязным панком, а не примерным комсомольцем

0
2967

Другие новости

Загрузка...