0
3100
Газета Культура Печатная версия

07.12.2021 19:18:00

В новом Доме культуры переснимают "Санта-Барбару", хотят в Москву и на карнавал

Ольга, Маша и Ирина, или ГЭС им. Рагнара Кьяртанссона

Тэги: москва, дом культуры, гэс 2, выставки


москва, дом культуры, гэс 2, выставки Автор проекта реконструкции ГЭС-2 – знаменитый архитектор Ренцо Пьяно. Фото агентства «Москва»

Выставки над и главным образом под землей, киноконцертный зал-трансформер, библиотека, березовая рощица с инсталляцией «Пространство света», созданной классиком арте повера Джузеппе Пеноне, набережная с наделавшей шуму «Большой глиной» Урса Фишера, к которой приставлен охранник, – открытия Дома культуры ГЭС-2 ждали долго, переносили, и вот наконец двери распахнулись с помпой, приезжали даже Владимир Путин и Сергей Собянин. У фонда Леонида Михельсона V-A-C, давно известного своими проектами, имеющего площадку и в Венеции, появился постоянный московский адрес. Стараниями Ренцо Пьяно – который стал бы классиком архитектуры, даже сделай он лишь Центр Помпиду, – индустриальная архитектура преобразована под культурную индустрию. И пока впечатление от архитектуры перевешивает все прочие.

Жизнь ГЭС-2 на ближайшие годы расписана по сезонам (см. «НГ» от 01.12.21), первый отдан «Санта-Барбаре». Под руководством исландского художника Рагнара Кьяртанссона и режиссера Асы Хельги Хьорлейфсдоттир на глазах у публики день за днем и серию за серией до 13 марта переснимают первую и самую долгоиграющую американскую мыльную оперу в истории российского телевидения. Съемочная площадка, реквизит, актеры – все тут. В смысле формата работы с современным искусством это самая необычная часть старта Дома культуры, к тому же названная перформативной «Живой скульптурой», но содержательно идея не ясна. Знакомство московской публики с Кьяртанссоном началось два года назад тоже с длинного перформанса «Печаль победит счастье», звучавшего-показанного-прожитого на сцене Театра Маяковского. Печаль/счастье стало откликом на некогда сказанную художнику его отцом, театральным режиссером Кьяртаном Рагнарссоном, фразу: «Быть человеком прекрасно, но печально».

В целом именно Кьяртанссон – главный герой нынешнего открытия.

С выставками пока все любопытнее, чем с сериалом, их две, и одну – «В Москву! В Москву! В Москву!» курирует как раз Кьяртанссон (с женой Ингибьорг Сигурьондоттир), одновременно став ее основным по количеству работ участником. Поставив в 1981-м в Хельсинки «Трех сестер», отец Кьяртанссона отправился в Москву увидеть спектакль Юрия Любимова и был поражен тем, как режиссер представил «тоску по недостижимому». В семейной мифологии этой исландской семьи тоска обернулась анекдотом, когда спустя несколько лет американский режиссер Джей Ранелли навестил их по пути из Москвы, заявив, что сестрам все-таки удалось туда добраться: мол, Ольга, Маша и Ирина – имена написаны на бейджах – работают в «Макдоналдсе»… Сделанная Кьяртанссоном реконструкция потерянной фотокарточки с девушками 1990-х стала одной из работ, иллюстрирующих эту шутку.

Идея проекта заключается в том, чтобы произведения Кьяртанссона, его темы и методы работы вступили в диалог с созданным другими художниками. Ему, например, интересно визуализировать ход времени, пытаясь, иногда в ироничной форме, отрефлексировать произошедшие изменения (об этом, кстати, и его «Санта-Барбара», но эффект, как уже говорилось, пока туманен, об этом же и «Печаль победит счастье», документация вошла в нынешнюю выставку). Вот показанная в павильоне Исландии во время 53-й Венецианской биеннале живописная серия «Конец – Венеция»: во время мостры Кьяртанссон 144 раза писал художника Палла Хаукура Бьорнссона. На холстах происходит – буквально ничего, фестивальные дни сливаются один с другим, пока «глазеющие незнакомцы», как пишет Бьорнссон, «ищут того, что стоит их денег». Неподалеку – видео «Отчаяние» самого Бьорнссона, тоска, возведенная в куб, пока он восседает на белом постаменте в белом кубе.

Одна из линий проекта «В Москву!» показывает взгляд художников в момент нахождения внутри и вне той или иной ситуации. В некоторых случаях авторы работ становятся героями других произведений, как музыкант Джейсон Моран. Его инсталляция «Постановка: Танцевальный зал «Савой» – один из символов торжества джаза, созданного угнетенной расой. Потом сам Моран станет персонажем «Сцен из западной жизни» Кьяртанссона, тоже, к слову, не раз появляющегося в кадре, эффектнее всего в своем девятиканальном видео «Посетители», что снято на одной американской ферме и вполне богемно «воспевает тоску и утрату». По-другому взгляд снаружи и изнутри работает в фотосерии Ольги Чернышевой «В Москву»: камера фокусируется на портретах водителей, стремящихся в город по работе – через стекла город отражается на уставших лицах. Вояж виртуальный, чудесная и печальная фикция составила фотосерию Уннара Эрна «Долгое путешествие души – следуя за подсознанием», там безвестный переплетчик играет в туриста, фотографируется как человек мира – на самом деле он не покидал родных краев, а его окном в мир были суда, заходившие в гавань Рейкьявика.

Финальную, как ее называют в ГЭС-2, выставку открытия, уже преимущественно с российскими участниками – «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», – курируют Мария Крамар, Андрей Паршиков, Ольга Цветкова и Елена Яичникова. Формально она посвящена переизобретению карнавала, «каким он может быть сегодня». Но помимо, скажем, перформанса американского художника Майкла Портного (единственного тут иностранца) с документацией перформанса «100 эффектных выходов», обыгрывающего клише поведения в том или ином сообществе, здесь есть и рисунки к «Карнавалу вытесненных желаний» Глюкли (Натальи Першиной-Якиманской) и к «Фабрике найденных одежд» – шествию беженцев, устроенному в Амстердаме в 2017 году. И новый, этого года, фильм Ольги Чернышевой «Отображения тонкого вида», посвященный пандемийному времени: рабочий гонит воздуходувкой одноразовые перчатки. Стоило ли вписывать это видеоэссе, простое по форме, но одно из самых пронзительных в проекте, в карнавальную тему, пусть и с формулировкой, что оно «скорее означает окончание уличных празднеств», вопрос к кураторам и, видимо, не для праздничного открытия.

Когда-то из бывшего кинотеатра «Ударник» фонду Шалвы Бреуса так и не удалось сделать музей, по соседству Леониду Михельсону из ГЭС-2 сделать гигантский, эффектный Дом культуры удалось. Появление новых площадок современного искусства, связанное с огромными финансовыми вложениями и возможностями, само по себе, конечно, хорошо. Оно бы должно усиливать конкуренцию, например, с тем же «Гаражом» (недавно вновь объявившим о работе над вторым своим зданием, павильоном «Шестигранник»), который наряду с ГЭС-2 входит в «Музейную четверку». Вопрос здесь, как и к любому новому культурному пространству, в том, чем его будут наполнять. Первые проекты – добротные, хотя и без ощущения откровения: так и принято показывать современное искусство. Если вернуться к тому, что «Печаль победит счастье», – пока пространство побеждает наполнение. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
828
Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Татьяна Астафьева

Использование высокоточного оборудования позволяет определить правильную тактику лечения юных пациентов

0
465
В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

Елена Крапчатова

Несмотря на огромную нагрузку, электронная система все три дня выборов президента отработала без сбоев

0
1147
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
1998

Другие новости