0
5182
Газета Культура Печатная версия

26.12.2021 18:57:00

Евгений Цыганов взял в руки куклу

К 120-летию Сергея Образцова поставили спектакль о его жизни и профессии

Тэги: театр, мемориальная постановка, сергей образцов, евгений цыганов


театр, мемориальная постановка, сергей образцов, евгений цыганов Цыганов транслирует неизгладимое обаяние личности Сергея Оразцова. Фото сайта www.puppet.ru

К памятной дате главного отечественного кукольника выпустили мемориальную постановку «Я – Сергей Образцов. Портрет на фоне эпохи». На роль Сергея Образцова, ровесника века, рассказывающего о знаменитых современниках, исторических катаклизмах и истоках своего театрального призвания, в Центральный театр кукол приглашен Евгений Цыганов.

Инсценировала книгу жизни Екатерина Образцова, внучка основателя театра, по пьесе, написанной с Борисом Голдовским, автором книги о Сергее Образцове в серии ЖЗЛ и человеком, также не одно десятилетие отдавшим сохранению наследия Театра Образцова.

Пьеса примечательная, написанная в жанре драматического монолога, от первого лица повествует о жизни Сергея Образцова с домашнего детства и жаждущей юности до глубокой старости, от мук поиска своего места в профессии до мировой славы, соединяющая личное и общественное, переживания интимные, семейные, и публичные, гражданские, романтику актерской жизни и преданность своему делу и публике. Пьеса сохраняет слог и юмор Сергея Образцова, его театральное виденье жизни, где счастливое рядом с трагическим, а страшное возле прекрасного. И через всю жизнь пронесенную трепетную любовь Образцова к близким: родителям, первой жене, детям.

Пьеса была написана давно, 20 лет назад, еще к 100-летию Сергея Образцова, и основана на одной из его автобиографических книг («По ступенькам памяти»), которых актер, режиссер, художник оставил, к счастью, немало. Именно роль самого Образцова стала два десятилетия назад той неслучившейся удачей, которая не продлила жизнь спектаклю «Великий пересмешник» начала нулевых (текст от автора был «поделен» между двумя артистами – ныне покойным артистом МХАТа Всеволодом Абдуловым и тогда артистом Центрального театра кукол Дмитрием Ворошилиным). И вот сейчас театр предпринял попытку новой редакции спектакля, и заглавная роль – безусловно, большой успех постановки. По «ступенькам памяти» поднимается и спускается Евгений Цыганов – ему ныне доверена роль великого кукольника.

Интеллектуальный артистизм, пластичность психофизики, «фирменная» отстраненность Евгения Цыганова дает и необходимый контраст к сатире и фарсу, и мягкую лиричность драматического образа, через минуту искрящегося эксцентрикой. Оживляют страницы его рассказа об эпохе с помощью кукол 14 артистов театра. Тут и реконструкции номеров Образцова – по романсам. И знаменитые эстрадные номера «Налей бокал» (куклу Пьяницу с мнущейся физиономией надевает на руку уже Цыганов), «Укротитель и тигр». И репризы из репертуара фронтовых агитбригад (пародия на Гитлера и Муссолини). И, разумеется, миниатюры из «Необыкновенного концерта» («Хабанера», «Танго» и др.). И черный джаз американских гастролей со МХАТом, и любимые перчаточные куклы Образцова – Бибабошка и Тяпа. И яркие образы сломов эпохи: печальный Пьеро-Вертинский на фоне мчащегося в кровавом закате бронепоезда; кремлевские выступления знаменитых артистов – кукольные Лидия Русланова, Любовь Орлова, Леонид Утесов между своими выходами в торжественной обстановке Георгиевского зала обмениваются новостью об аресте Мейерхольда; шаткая лестница под Образцовым, уходящая в никуда – за его спиной разлетаются осколки немецкой бомбы…

Поговаривают даже, что и Евгений Цыганов является потомком рода Образцовых. Так что взаимосвязь неслучайна. Неслучайна еще и потому, что знаменует вместе с крымовским «Дон Жуаном» в родном театре Цыганова «Мастерской Петра Фоменко» новый виток в карьере выдающегося артиста. В постановке кукольного театра есть и оммаж этому спектаклю (про маститого режиссера, занятого репетициями оперы Моцарта, где Цыганов играет в основательном гриме – состаривающей маске). На сцене Театра имени Образцова в финале Цыганов впервые надевает маску, играя уже преклонный возраст Сергея Владимировича. Тот выходит к зрителям на знаменитом многочасовом концерте 80-х в Останкине, читает записочки из зала и вдохновенно размышляет, философствует, шутит. Евгений Цыганов документально, с натуры вбирает и присваивает себе индивидуальную пластику и жесты Образцова – трогательные и строгие (округлую и протяжную интонацию речи Образцова Цыганов сохраняет все время действия), и самое ценное – транслирует неизгладимое обаяние личности. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Современный театр начинается с менеджера

Современный театр начинается с менеджера

Наталья Савицкая

Важно научиться думать о том, насколько с тобой комфортно работать остальным

0
1216
 Концерт  "Театры Москвы – Булату Окуджаве"

Концерт "Театры Москвы – Булату Окуджаве"

0
674
Человеку всегда хочется в космос

Человеку всегда хочется в космос

Марианна Власова

Екатерина Кретова о звездах театра, сценариях для игроков и успешных драматургах

0
1388
Палата на двоих

Палата на двоих

Галина Коваленко

В Малом драматическом театре – Театре Европы состоялась премьера спектакля по повести Чехова

0
1621

Другие новости