0
3372
Газета Культура Печатная версия

16.01.2022 19:26:00

В Москве состоялся XXIV фестиваль камерной музыки "Возвращение"

С шутками, размышлениями – и по любви

Тэги: фестиваль, камерная музыка, возвращение, москва


фестиваль, камерная музыка, возвращение, москва «Возвращение» стало неотъемлемой частью музыкального ландшафта Москвы. Фото Александра Панова предоставлено пресс-службой фестиваля

Спустя год после пандемийной паузы фестиваль «Возвращение» наконец вернулся к своим слушателям и на свою постоянную площадку – Малый зал Московской консерватории. Как и прежде, этому предшествовала немалая подготовка – прежде всего сбор средств на проведение фестиваля, оплату проезда и проживания участников, аренду партитур и прочих организационных вещей. И только благодаря успешной краудфандинговой кампании и титаническим усилиям прежде всего худрука Романа Минца «Возвращение» все же случилось: пусть четыре концерта не стали аншлаговыми, как в предыдущие годы (опять же вернемся в наши реалии), но каждый из них подарил уникальную возможность услышать камерные сочинения композиторов первого и второго «ранга» в исполнении первоклассных музыкантов.

Фестиваль «Возвращение» можно всецело назвать музыкальной тусовкой друзей-однокашников и единомышленников, которые собрались, чтобы поделиться своей «волной». Здесь никто не комментирует сочинения перед выступлением, нет яркой афиши с узнаваемыми лицами, а в буклете даже нет слов художественного руководителя о целях и задачах фестиваля – и это не упрек, а констатация факта. Складывается впечатление, что любые рамки и традиционные условности противоречат этим уверенным в себе, раскованным музыкантам – и даже то, что многие из них вынужденно превращаются из свободных художников в администраторов и волонтеров на площадке, не разрушает позитивную творческую атмосферу концертов.

На первом же из них команда «Возвращения» шутила и веселилась, а точнее, транслировала всякие приколы в музыке композиторов от Возрождения до наших дней. Михаил Безносов как ловкий фокусник последовательно откручивал клапаны своего кларнета в пьесе Адольфа Шрайнера «Все меньше и меньше», пианист Лукас Генюшас с серьезным видом искал юмор в «Юморесках» Дворжака, периодически подтягивая к себе уезжающий рояль (случайность, добавившая долю шутки в сочинение), флейтистка Мария Алиханова и пианистка Ксения Башмет за 35 секунд расправились с пьесой Марка Гарсона, Варвара Турова и Анастасия Бондарева спели знаменитый мадригал Монтеверди Zefiro torna с изяществом старинной музыки и свободой регги, пианист и композитор Алексей Курбатов выдал собственный фортепианный кавер на хит группы Nirvana «Smells Teen Like a Spirit». Гвоздем программы первого вечера стало сочинение Хиндемита с ярко говорящим названием «Увертюра к опере «Летучий голландец», прочитанная с листа курортным оркестром у фонтана в семь часов утра». Благодаря артистизму Романа Минца (скрипка), Даниила Когана (скрипка), Ильи Гофмана (альт) и Арсения Безносикова (виолончель) выступление плавно перетекло в музыкальный стендап, заставивший смеяться и аплодировать зал.

Остальные же тематические концерты, помимо восторга от качественного звучания неизвестных ранее опусов, позволили испытать и другие эмоции. Традиционный «Концерт по заявкам» удивил своим акцентом на камерной музыке XX века, который расставили сами участники фестиваля, завершившие его импровизацией английского композитора и контрабасиста Гэвина Брайерса. На концерте «Думы» слушатели погрузились в размышление – как об одноименной пьесе Чайковского, сыгранной Екатериной Апекишевой, так и о бренности земной жизни в кондукте Анонима XIII века, воспроизведенном ансамблем Labyrinthus. Но самый большой спектр эмоций вызвала программа «Первая любовь», посвященная главным женщинам в жизни композиторов и в целом этому прекрасному бессмертному чувству. Благодаря интереснейшим аннотациям в буклете мы узнали, что, скажем, Глинка создал «Вариации на тему Моцарта», влюбившись в прекрасную арфистку, а Брамс – свой Первый струнный секстет, как известно, влюбившись в жену Шумана, Клару Вик. И что автор оперы «Мертвый город» Эрих Корнгольд написал свой сладко-приторный Квинтет в разлуке с возлюбленной, с которой ему запрещал встречаться отец – музыкальный критик. Романтическим флером были овеяны все сочинения вечера, даже «Тема с вариациями» для скрипки и фортепиано Оливье Мессиана – композитора, казалось бы, далекого от романтических излияний. В интерпретации Романа Минца и Якова Кацнельсона пьеса прозвучала буквально на разрыв души: инструменты сливались в единое лирико-трепещущее целое, заполняющее пространство зала, и почему-то подумалось, что не только эта программа, но и в целом весь фестиваль «Возвращение» создается по любви. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
1078
Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Татьяна Астафьева

Использование высокоточного оборудования позволяет определить правильную тактику лечения юных пациентов

0
571
В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

Елена Крапчатова

Несмотря на огромную нагрузку, электронная система все три дня выборов президента отработала без сбоев

0
1201
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
2076

Другие новости