0
2958
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2022 10:32:00

Молитва авангардистов

Проект Фонда Николая Каретникова и Московской консерватории посвятили сакральной музыке отечественных композиторов


Musica Sacra Nova – цикл концертов, раскрывающий идею духовности в творчестве композиторов XX века и наших дней. Куратор проекта Антон Каретников и творческая команда фонда Николая Каретникова решили исследовать, казалось бы, одну из самых сложных, философских тем, требующих неоднократного осмысления. Как авангардисты пришли к вере, каким образом проявляется та сама сакральность в их сочинениях, как они работают с каноническим текстом, самое, главное – существует ли сегодня Musica Sacra? Ответы на эти вопросы попытались дать уже на первом концерте, прошедшем в Малом зале консерватории. Собственно, проект готовился непосредственно с ее структурами – Научно-творческим центром церковной музыки, Научно-творческим центром современной музыки и кафедрой истории русской музыки. Перед началом вечерней программы в Конференц-зале консерватории прошел круглый стол, где его участники – музыковеды, искусствоведы и представители смежных видов искусств рассуждали о традициях религиозно-философской мысли и дискутировали о ее дальнейшей судьбе.

Отдельного упоминания заслуживает выставка работ художников-нонкоформистов, расположившаяся в консерваторском выставочном зале. В экспозиции Ars Sacra Nova (куратор – Любовь Агафонова) объединились картины из коллекций галереи «Веллум» и Музея Анатолия Зверева. Пришедшая на час раньше концерта публика могла лицезреть художественные высказывания «шестидесятников» Оскара Рабина, Владимира Стерлигова, Михаила Шварцмана и других. Приятная музыка, холодный бокал шампанского и непринужденные разговоры под прицелом фотографов превратили консерваторское помещение в мини-галерею современного искусства. А темный приглушенный свет, специально привезенный для мероприятия, и вовсе придал атмосфере эффект некого таинства, посвящения к особый мир.

В программе первого концерта цикла (куратор – Сергей Терентьев) прозвучали духовные сочинения Николая Каретникова, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Николая Сидельникова, Арво Пярта, Валентина Сильвестрова. Все эти композиторы по-разному задумывались о Боге: Каретников, например, пришел к вере благодаря записям баховской музыки и общению с отцом Александром Менем; Шнитке – когда понял о существовании «более истинной реальности»; Сидельников и вовсе вдохновился историей Крещения Руси. Духовные опусы лидеров Второго авангарда исполнили два консерваторских коллектива – Молодежный хор Научно-творческого центра церковной музыки под управлением Михаила Котельникова и Мужской хор Alexios под управлением Вячеслава Половянова. Предварило это сакральное действо вступительное слово поэта и переводчицы Ольги Седаковой. Малый зал на это время стал церковным пространством, где звучали духовные песнопения преимущественно на тексты Священного Писания – впрочем, ни свечей, ни запаха ладана не было, но ангелы точно запели. Конечно, в плане восприятия даже самому опытному слушателю было тяжело: все-таки, такая специфическая музыка с псалмодированием и монотонной интонацией требует к себе особого понимания (не говоря уже об элементарном ликбезе). Но публика оказалась целиком погружена в процесс возрождения «новой священной музыки», спетой с профессиональной уверенностью, искренностью, смелостью.

Завершали концерт «Две рождественские колыбельные» Валентина Сильвестрова – тихое, красивое, нежное сочинение на украинском языке. В полной темноте хор очень тонко, детализированно выпевал эти кажущиеся простыми мелодии – но сколько в них было глубины. Градус напряжения и ответственности оказался настолько высок, что одна из хористок упала в обморок. Это заметили лишь самые внимательные, поскольку исполнение не прервалось (с девушкой в итоге оказалось все хорошо). Колыбельные Сильвестрова убаюкивали, покачивали на своих волнах, уносили в светлую безмятежную реальность, заставляли остановиться время. Эта индивидуальная, интимная молитва, пропущенная сквозь внутренний мир композитора, наглядно говорила о том, что духовность в музыке Второго, Третьего и последующего авангарда бывает и такой, неоромантической – и сколько же всего о musica sacra nova мы не знаем.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1063
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1245
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1508
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1091

Другие новости