0
2729
Газета Культура Печатная версия

06.12.2022 17:05:00

"Черевички" Чайковского поставили в театре "Урал Опера Балет"

Любовь все победит

Тэги: опера, черевички, чайковский, театральная критика


опера, черевички, чайковский, театральная критика Солоха – владелица самогонного аппарата нового поколения. Фото предоставлено пресс-службой театра «Урал Опера Балет»

«Черевички» – выбор нетривиальный: опера будто бы незрелая, украинская тема, да еще и с чертовщиной – сегодня опасная. Но Борис Павлович в компании с художниками Марией Луккой и Александром Моховым, дирижером Константином Чудовским и труппой театра (спектакль играют на три состава!), кажется, угодили всем: меломанам, функционерам, зрителям от пяти до ста пяти. Рождественское чудо, кажется, случилось.

Партитура «Черевичек», исполненная вопреки соблазну без купюр, приоткрывает слушателю лабораторию образов Чайковского. Лиричный Вакула (лемешистского толка тенор Сергей Осовин) – смесь Татьяны и Ленского, мистические моменты смотрят в «Пиковую», подружки Оксаны воскреснут, правда в ином ключе, в «Иоланте».

Диканька у Павловича не на веселом юге, а на суровом Урале, где над маленькими домишками жителей хутора гигантами возвышаются сугробы и башни ЛЭП, а из-под земли выходят грязные рабочие в касках с чертовскими рожками. Их повелитель, впрочем, франт: Бес, в лимонного цвета костюме, с высокой прической, в эту ночь «правит бал». Расставил ловушки в надежде украсть чью-то душу, да сам в них и попал.

На Диканьке водятся древние мамонты, африканские животные, разноцветные рыбы, весь этот «зоопарк» проплывает еще на увертюре, дабы зритель не пытался искать аллюзии, а пребывал в иллюзии сказки. Хотя бы на три часа спектакля. А когда колядующие вдруг начнут петь в зал «Добрый вечер!», то и вовсе почувствовал себя там, на хуторе. Зал подключается и машет в ответ.

Лубочный мир «Черевичек» словно сошел со страниц детских книжек или – огромный лоскутный медведь, пернатая птичка человеческих размеров – из детской комнаты. Он по-советски уютен, по-детски наивен, местами – искрит юморком. В комнате Оксаны – ковер с лебедями, отрывной календарь (где предательски алеет цифра 24), портрет Пушкина (наше все!). Солоха (голосистая и фактурная Вера Позолотина) скидывает халат, валенки и бигуди – и оказывается секси-вумен, у которой накладками подчеркнуты все выпуклые части тела. Так что черевички от самой Царицы совершенно справедливо попадут к ней, первой красавице хутора.

В водах, куда Вакула вздумал броситься, водятся диковинные русалки, а у одной из них – лицо Фриды Кало, как, кстати говоря, и на груди у Оксаны (Ольга Семенищева): девица непростая, образованная.

Заветные черевички Оксана увидела у своей наперсницы – в интерпретации Павловича это подружка Беса, синяя птичка в желтых резиновых сапогах. Как не захотеть такие же! «Хорошо, когда есть кому подарить», – говорит Оксана, кивая на Беса, под хохот в зале. Постоянное присутствие черта не смущает жителей Диканьки, они его словно не боятся. Может, поэтому Вакула и обуздал его так лихо: хлоп, и уже Бес ему подчиняется.

Высоколобый Петербург строг и холоден. Здесь никто не крикнет в зал «привет», напротив, свита прячется за темными очками (видимо, блеск двора слепит): постановщики, очевидно, предпочитают лоскутный мир Диканьки суровой безликой столице.

Смысловая кульминация постановки приходится на финал, когда наконец понимаешь, к чему ведет режиссер. В абсолютной черноте сцены Солоха и Оксана, мать и невеста, оплакивают Вакулу: их дуэт недвусмысленно трагичен и современен. И когда тот возвращается, никакие черевички Оксане уже не нужны: она машинально передает коробку дальше (Чубу, а тот – счастливой Солохе), чтобы только обнять любимого. Любовь победит все: собственную спесь, непутевого Беса, абсолютное зло – лишь бы только она была. 


Читайте также


Украина наращивает силу дроновых ударов по РФ

Украина наращивает силу дроновых ударов по РФ

Владимир Мухин

На фоне СВО российский флот начал стратегические маневры на океанах и морях

0
1087
Альбина Латипова: «Все оказываются там, где должны быть»

Альбина Латипова: «Все оказываются там, где должны быть»

Виктор Александров

Певица мечтала петь в Казани, но попала в Большой театр

0
3726
Нетаньяху ударил по Западному берегу в полную силу

Нетаньяху ударил по Западному берегу в полную силу

Игорь Субботин

Израиль пытается предотвратить нападение на восточном фланге

0
3439
"Новая Опера" открывает сезон спектаклями Богомолова и Писарева

"Новая Опера" открывает сезон спектаклями Богомолова и Писарева

Марина Гайкович

Впереди – работа с режиссерами Волкостреловым и Перегудовым

0
6448

Другие новости