0
4966
Газета Культура Печатная версия

05.02.2023 18:13:00

В Театре имени Моссовета провели конкурс пьес о Москве

Старомодная история

Тэги: театр моссовета, конкурс, пьесы, московские истории


театр моссовета, конкурс, пьесы, московские истории Герой пьесы «Прощай, любимая!» отправляется покорять Москву. Фото Елены Лапиной/Театр Моссовета

В юбилейный сезон Театр им. Моссовета впервые провел творческую лабораторию – драматургический конкурс «Московские истории» с открытыми режиссерскими эскизами-читками.

Сегодня этот признанный механизм пополнения репертуара (закрепился формат именно режиссерских лабораторий) у каждого театра имеет свою тематическую направленность. РАМТ ищет материал для подростковой аудитории, МХТ им. Чехова – срез новой драмы для академической сцены, Театр им. Моссовета условием конкурса пьес при поддержке Департамента культуры, спектакли-победители по которым войдут в его афишу, поставил посвящение текстов Москве.

Тема предельно конкретна и в то же время уже проходит в разряде «вечной». Но, очевидно, в данном случае приурочена к 875-летию столицы, отмеченному в минувшем году. Однако Москва, что ожидаемо, осталась на уровне сухого описания места действия, по крайней мере в первой из двух запланированных до конца сезона тематических премьерах на сцене «Под крышей». Сергей Аронин представил «комедию о любви и юности» «Прощай, любимая!» (автор – Сергей Решетнев), в апреле выйдет драма «Москва. Общий вагон» в постановке Павла Пархоменко (по мотивам пьесы Александра Архипова «Полный круг»). Конкурс пьес предложил новые для театра имена, и не только из цеха драматургов, хотя в лонг-листе фигурировали, например, Слаповский и Коляда.

«Прощай, любимая!» именно что не пьеса, а повесть, переработанная автором в подобие сценария, повесть автобиографическая, что становится понятно из предлагаемых обстоятельств. Молодой человек, начинающий писатель из провинции, с другого края страны едет покорять Москву, оставляя свою возлюбленную «ждать у моря погоды». В конечном итоге главный герой увязает в новых знакомствах и в любовном треугольнике, грозящем перетечь в любовный квадрат. Но так как он отнюдь не сердцеед, а рефлексирующий интеллигент в лучших традициях русской классической литературы, то его моральные сомнения, а не похождения, и положены в фундамент сюжета, повествующий о его учебе во ВГИКе и карьерном становлении киносценариста.

В этом старомодно-романтическом тексте (одно название чего стоит!) есть и юмор, и игра интеллекта, и бойкие, живые диалоги, хотя то и дело автор впадает в приторную мелодраму. Но нет сущностного. Нет собственно драматургического конфликта, а спектакль (имеет весомое достоинство: легкий и короткий) распадается на череду более или менее увлекательных сцен – то в учебной аудитории, то на съемочной площадке, то в метро, то на вокзале, – предлагая скорее эскапистский уход от реальности, чем ее отражение.

А если вспомнить контекст, то такие необременительные пьесы кажутся уже не случайным выбором, а симптомом времени, где реальность буквально раздваивается на то, что она собой представляет, и то, что мы хотим о ней знать, а точнее то, что мы скрываем или отодвигаем от своего сознания. Главный драматургический конкурс российского театра последних десятилетий «Любимовка», конкурс остросоциальных пьес, всегда точно и подчас страшно отражающих эпоху во всех ее «моровых язвах», в текущем сезоне приостановил свою деятельность в России.

«Прощай, любимая!» – тот случай, когда режиссер, взявшись за сюжет, высвечивает его комплиментарно, дает объем тексту одномерному – словом, из проходного материала создает изящную штучку. Сергей Аронин – замечательный режиссер в своем поколении, режиссер-интеллектуал с хорошим чувством вкуса и чувством юмора, при этом отлично владеющий формой, в некотором смысле незаслуженно сегодня работающий не в первых рядах, хотя прошло уже 10 лет после выпуска из мастерской Каменьковича-Крымова в ГИТИСе. Аронин визуализирует на сцене настроение, лирическое и сентиментально-мимолетное, с помощью ретивых игровых переходов, живой музыки и живого вокала. Настраивает азартный ансамбль своих ровесников – молодых артистов Театра им. Моссовета (Митя Федоров, Ксения Комарова, Евдокия Карева, Глафира Лебедева, Екатерина Девкина, Павел Усачев) – перспективных наследников нынешней труппы. 


Читайте также


Фестиваль "Зеркало" открылся китайским фильмом "Черный пес"

Фестиваль "Зеркало" открылся китайским фильмом "Черный пес"

Наталия Григорьева

В основной конкурс смотра попали девять картин, среди которых победители и участники международных фестивалей

0
8431
Где растет новая технологическая элита

Где растет новая технологическая элита

Передовые инженерные школы ведущих вузов готовят настоящих профессионалов для современных индустрий

0
17343
Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
7337
Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Кто дольше продержится на Токкате Шумана

Неля Насибулина

Grand Piano Competition откроется мировой премьерой сочинения Александра Чайковского

0
4075

Другие новости