0
4514
Газета Культура Печатная версия

29.01.2024 18:33:00

Формула допетровской Руси

На выставке в Подмосковье можно увидеть Россию XVII столетия глазами художников Серебряного века

Тэги: подмосковье, истра, музей, новый иерусалим, выставка, формула руси, образ допетровской руси, серебряный век


подмосковье, истра, музей, новый иерусалим, выставка, формула руси, образ допетровской руси, серебряный век Художники Серебряного века часто обращались к религиозным темам. Фото пресс-службы музея «Новый Иерусалим»

В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре при поддержке регионального Министерства культуры и туризма вот уже месяц идет выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Как видно из названия, проект исследует отражение культурного наследия XVI–XVII столетий в работах мастеров конца XIX – первой трети XX века. Экспозиция, в которой представлено более 240 работ из собраний 19 музеев и частных коллекций, показывает, как через эстетику допетровского времени художники пытались понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты. Выставка продлится до 16 июня 2024 года.

На рубеже XIX и XX веков русские художники часто обращались к истории и визуальным образам XVI–XVII столетий, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века» показывает различные проявления этого интереса. Среди экспонатов, размещенных на площади более 3 тыс. кв. м, – полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и др. В экспозиции собрано более 240 работ из собраний музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, Русского и Исторического музеев, Театрального музея имени А.А. Бахрушина, Музея искусства народов Востока, музея-заповедника «Абрамцево» и др.

Проект занял целый этаж в музее «Новый Иерусалим», а одна из его особенностей – интеграция с постоянной музейной экспозицией. «Для «Нового Иерусалима» это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея, – отметила директор музея Анна Антипенко. – Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия. Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода, и затем, переходя уже к пространству временной выставки как к кульминации, смог иначе, осмысленно посмотреть на работы художников Серебряного века и их погружения в XVII век, ставший мощным источником вдохновения».

Действительно, основа коллекции «Нового Иерусалима» – предметы XVII века, в том числе связанные с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном, которые посетители видят в начале выставки. Среди других интегрированных в экспозицию работ из музейного собрания – стилизованные парсуны Дмитрия Стеллецкого и религиозные композиции Натальи Гончаровой.

19-8-12480.jpg
В экспозиции представлено более 240 работ
из собраний 19 музеев и частных коллекций.
Фото пресс-службы музея «Новый Иерусалим»
Главный зал выставки включает в себя четыре раздела: «Дерево», «Серебро», «Золото», «Огонь». Элементы этих разделов объединены не сюжетно или хронологически, а визуальными мотивами, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, определяющих ту или иную часть противоречивого и сложного образа XVII века. Ведь для художников Серебряного века в обращении к допетровскому времени были важны не только сюжеты, но и формы и краски, воплощающие дух эпохи.

«В эпоху политических, идеологических и художественных разногласий увлечение эстетикой XVII века объединяло таких далеких друг от друга художников, как Билибин и Филонов, Рябушкин и Кандинский, Стеллецкий и Гончарова, – отметил искусствовед, куратор выставки Василий Успенский. – В этом был не просто исторический интерес, но и попытка через обращение к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты. Выставка «Формула Руси» пытается суммировать их труды и вновь обратить внимание зрителя к сложному, самобытному и прекрасному последнему веку допетровской России».

Экспозиция также отражает «темный» и «светлый» миф о допетровской Руси, критическое и восторженное восприятие этой эпохи – косной, отсталой, жестокой или, наоборот, духовной, чистой, самобытной. Эти мифы и сейчас сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга.

Андрей Рябушкин, Сергей Иванов, Аполлинарий Васнецов, Иван Билибин, Дмитрий Стеллецкий, Николай Рерих, Павел Филонов – все эти художники, чьи полотна представлены на выставке, черпали вдохновение в культуре XVII века. Попытки осмысления наследия допетровской эпохи заметны в произведениях художников Абрамцевского кружка и «Бубнового валета», символистов и радикальных модернистов. В работах сочетается глубокое понимание исторических реалий с собственным видением. Для одних первостепенной была визуальная составляющая, поставленная выше драматизма и психологизма, для других – мистически духовная.

Хронологические рамки Серебряного века иногда расширяют до начала 1930-х годов, а последние отблески этого периода можно найти даже в 1960-е годы. Так и интерес к XVII веку прослеживается и далее, вплоть до работ Павла Филонова и его учеников, которые в поиске новых художественных идей обращались к истокам изобразительности, включая национальные. 

***
Проект «Зима в Подмосковье»

Для жителей и гостей Подмосковья каждый сезон Министерство культуры и туризма Московской области готовит обширную программу. Все самые интересные события, маршруты и достопримечательности собраны на портале welcome.mosreg.ru.



Читайте также


 Выставка  "Уходящая Русь"

Выставка "Уходящая Русь"

0
858
 Выставка  "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников"

Выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников"

0
905
Вейсберг в поисках абсолюта

Вейсберг в поисках абсолюта

Дарья Курдюкова

На выставке "От цвета к свету" в Пушкинском музее

0
2397
Музейный бум в поднебесной

Музейный бум в поднебесной

Ольга Завьялова

От древних иероглифов до истории Компартии и современных диалектов

0
2812

Другие новости