0
7457
Газета Культура Печатная версия

04.02.2025 18:20:00

В Центре драматургии и режиссуры инсценировали повесть Карена Шахназарова

В стране курьеров

Тэги: центр драматургии и режиссуры, владимир панков, премьера, инсценировка пьесы карена шахназарова, рецензия


центр драматургии и режиссуры, владимир панков, премьера, инсценировка пьесы карена шахназарова, рецензия В финале комедия перерастет в душераздирающую драму. Фото с сайта www.teatrcdr.ru

Владимир Панков представил долгожданную премьеру. Художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выпускает премьерные постановки не так часто, но каждая – это настоящее театральное полотно, сложноустроенное, многофигурное и эпохальное, в котором задействованы и актеры, и музыканты, и студенты режиссера. Таким был почти ритуальный «Скоморох Памфалон», который играют более шести часов в старинном пространстве на Поварской. Такой была и позднесоветская сага «Старый дом». «Курьер», поставленный по повести Карена Шахназарова, чей фильм стал одним из символов перестроечного кино, становится своеобразным его продолжением. Действие происходит в 1980-е годы в Москве, и спектакль Панкова одновременно вызывает и чувство сладкой ностальгии, и ощущение горького предостережения. Как призвал сам режиссер, выйдя к зрителям перед премьерой: «Иронизируйте и сопереживайте».

Провалив экзамен в институт, вчерашний школьник Иван Мирошников (Александр Фокин) по протекции матери устраивается работать курьером. Однажды, выполняя поручение, он приходит в квартиру профессора, где знакомится с его дочкой, своей ровесницей Катей (Мария Роскошо).

В отличие от фильма Иван в спектакле – не насупленный, обиженный молчун (каким его играл Федор Дунаевский), который в отсутствие жизненных ориентиров совершает череду глупых, необдуманных, часто злых поступков, как про него говорят: «Смесь нигилизма и хамства». Благодаря заразительной, светлой органике главного героя его характер предстает совсем иным, а следом и его мотивы. Это юный романтик, совсем не умеющий жить, потерявший опору из-за болезненного развода родителей и отсутствия общения с отцом, но не растерявший обаятельного желания преображать неустроенную жизнь фантазиями, вдохновенными выдумками. Почти как фантазеры у Носова. Он тонок, восприимчив, раним, но изо всех сил старается не отчаиваться, хотя мало чему есть радоваться. А если он и привирает, чтобы как-то врасти в новые обстоятельства (научиться жить по-взрослому: работать, строить отношения), то скорее из детской привычки заболтать и отболтаться в колючем мире взрослых. Те, в пиджаках и галстуках, с внушительными карьерами и положением, с обеспеченным потомством предстают отнюдь не дружелюбным миром. Иван хорохорится из тонкошеего цыпленка в задиристого петуха, когда пытается влиться в новое для себя общество советской элиты.

Музыкальная среда спектакля, стилевая особенность театра Владимира Панкова, искрится и фонтанирует ностальгической феерией таких модных опять 1980-х годов – с их явным предчувствием перемен и драматическим надрывом. Патетическая советская песня о «мирном мире» под медные и духовые в ритм с шеренговым строем переплетается с тягучим романсом, электронные биты и диско – с виолончелью и флейтой, бравурность – с любовной лирикой, энергия танцевального драйва – с поэзией рока. Действие положено на музыку, как в музыкальной комедии (композиторы – Артем Ким и Сергей Родюков, прошившие «саундтреки» хитами эпохи от «Наутилуса» до Агузаровой). Кроме того, актеры существуют, оживляя пространство, которое дышит, поет, вибрирует: скрипит невидимая дверь, звенят тарелки, жужжит воображаемая муха. Артисты легко и искрометно сочетают реализм и условность, из монологов выпрыгивая в танец, из диалоговых мизансцен – в пластические картины. В спектакле так много веселого, что лирическая комедия заставляет смеяться в каждой сцене, сатирически режиссером заточенной, карнавально обыгранной – перевоплощений происходит множество. «Хор» представляет весь позднесоветский социум в уморительных портретах – от алкоголика с авоськой до чокнутого писателя, от сексапильной секретарши редакции до затравленной жены номенклатурного работника, от серых мышек – школьных учительниц до избалованной золотой молодежи.

В спектакле блестяще сыграны главные роли: настоящее открытие – недавний выпускник ГИТИСа, ученик Валерия Гаркалина и Владимира Панкова – юный Александр Фокин, имеющий бездну обаяния и три с лишним часа буквально летающий по сцене, поющий чистым голосом, с заговорщицким подмигиванием рассказывающий историю взросления своего героя с щемящей интонацией светлой грусти и искрящегося оптимизма, – он и дурашливый болтун Буратино, и шекспировский Ромео с огромным сердцем.

Одну из лучших своих ролей за последнее время в театре сыграла Наталья Щукина – в роли одинокой матери, потерявшей себя после развода и упустившей, не разглядевшей драмы взрослеющего сына. Ее отчаянный крик в финале словно выпрыгивает за все границы театральности, оставляя зрителя в полном ощущении документальной драмы; уводя вопрос конфликта поколений в экзистенциальную плоскость: кто же виноват в этом потерянном поколении?

Главного оппонента Ивана – отца Кати, заносчивого профессора – замечательно подробно играет Дмитрий Мухамадеев. Как он пьет рюмку и крякает после коньячка вместе с престарелой матерью в дуэте, как он юмористически старается вывести новое поколение в лице новоявленного жениха дочери, незадачливого курьера, на чистую воду и все равно оказывается в дураках, но привычно пережимает авторитетом, все это очень точно и забавно. «У нас вся страна курьеров», – ерничает он в сторону «Иванушки-дурачка», и зал ловит остроумную реплику дружным смехом.

Из декораций на вытянутой сцене-подиуме только бетонные блоки типичного забора промзоны, прямо рядом с ними выставляются приметы квартирного быта. Железобетонный забор напоминает разом и Берлинскую стену, которая скоро падет, и забор армейской части, вдоль надвигающейся грозной серости которого побежит в конце мать Ивана. Сквозь неспешную, полную обычных житейских радостей ежедневную жизнь (вот семейное застолье, а вот веселый производственный коллектив; вот первая влюбленность, а вот крепкая дружба) нет-нет, да и прорываются то телевизионным сюжетом, то голосом радиоточки тревожным фоном исторические обстоятельства афганской войны. Она где-то там далеко, мало кто понимает, зачем она и почему, так вот и говорят даже по телевизору, на который и внимания-то не обращают, а он все равно сам, говорящим ящиком, вещает, когда его вывозят на авансцену.

Когда комедия под конец перерастает в душераздирающую драму, то переходит в регистр какой-то запредельной искренности. И со сцены звучит редкая сегодня в театре интонация настоящей человечности и сострадания. 


Читайте также


Как поучаствовать в "Решении президента"

Как поучаствовать в "Решении президента"

Иван Островной

Премьерный спектакль театра "Неформат" посетили сенаторы Людмила Нарусова и Алексей Пушков

0
1178
"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

Вера Цветкова

Главный герой продает право на убийство "смертников" родственникам их жертв

0
1349
«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

НГ-Культура

0
1026
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
2513

Другие новости