0
590
Газета Печатная версия

31.08.2025 17:26:00

Мадуро грозит судьба Норьеги

Вашингтон планирует сменить власть в Венесуэле до конца мандата Трампа

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – кандидат исторических наук, доцент кафедры американских исследований РГГУ.


Для зачисления в народное ополчение в Венесуэле задействованы штабы воинских частей. Фото Reuters

Резко обострившиеся с момента прихода к власти в Вашингтоне Дональда Трампа отношения между США и Венесуэлой вполне могут привести к потере для России союзника в Южной Америке. И хотя за последние пару десятилетий различных кризисов и жестких конфликтов между ними было немало, именно нынешняя ситуация выглядит для Каракаса наиболее опасной и тревожной по целому ряду причин.

Недавно США направили три эсминца к берегам Венесуэлы для борьбы с потоками наркотиков, идущими из Южной Америки через Карибское море. Находиться военные корабли будут там в течение нескольких месяцев (сколько понадобится, столько и будут там патрулировать, заявили в Пентагоне). На кораблях размещены подразделения спецназа, которые будут иметь право высаживаться на территорию «потенциального наркопротивника». А американские боевые самолеты получат разрешение бомбить те точки на континенте, где, по данным разведки, находятся плантации, контролируемые местными наркокартелями.

В ответ на это венесуэльский президент Николас Мадуро приказал начать формирование подразделений ополченцев и пригрозил лично Трампу «всенародной войной», если американские войска осмелятся высадиться на венесуэльской территории. Но высаживаться американцам там совсем даже необязательно: президент Венесуэлы, которого таковым в Вашингтоне не признают, объявлен главой «Картеля солнц» (по изображению небесного светила на погонах высокопоставленных венесуэльских офицеров), а Министерство юстиции и Госдепартамент США удвоили вознаграждение за его голову до 50 млн долл.

Вдобавок к этому генпрокурор США завела уголовное дело против Мадуро, и теперь американские правоохранители имеют официальное разрешение арестовать венесуэльского руководителя там, где посчитают это «уместным и подобающим».

Вопрос о законности нахождения Мадуро во власти в Венесуэле оспаривают не только американцы, но и большая часть весьма влиятельных стран Латинской Америки и практически вся Европа. Победу на президентских выборах летом прошлого года Мадуро все эти страны не признали из-за неучастия в выборах главного кандидата от оппозиции Марии Корины Мачадо, а также из-за отказа Каракаса предоставить избирательные бюллетени, подтверждающие его победу.

Теперь же американская администрация перешла к жестким мерам по делегитимизации Мадуро, обвинив его в руководстве одного из наркокартелей (подобное происходит в Западном полушарии впервые с 1989 года, когда по точно таким же обвинениям против главы Панамы американские войска вторглись в эту страну, захватили генерала Мануэля Норьегу и посадили его за наркоторговлю на длительный срок). При этом, что показательно, американцы считают, что в самой Венесуэле наркотики не производятся, но она (а точнее – венесуэльские генералы, назначенные Мадуро) осуществляет их переправку из Колумбии в Центральную Америку и на Карибы, включая Кубу, а уже оттуда наркотики попадают в Европу и США.

Стоит учесть, что еще во время первой администрации Трамп не признал победу Мадуро на тогдашних президентских выборах и считал (как, кстати, и Организация американских государств, штаб-квартира которой базируется в Вашингтоне) тогдашнего главу парламента Венесуэлы Хуана Гуайдо якобы «временным президентом». Каракас разорвал отношения с США, американцы в отместку ввели против Мадуро и самой Венесуэлы жесткие санкции, но после смены власти в Белом доме ситуация немного успокоилась. Гуайдо больше никто президентом страны не считал, и все ждали результатов прошлогодних президентских выборов сначала в Венесуэле, а затем и в Соединенных Штатах.

Как только власть в Каракасе осталась прежней, а в Вашингтоне сменилась, госсекретарь Марко Рубио дал понять, что за время президентского срока Трампа США намерены самым серьезным образом разобраться с двумя «предельно недемократическими» государствами региона – Венесуэлой и Кубой. Образцами «плодотворного взаимодействия» на континенте в Белом доме считают Сальвадор, Эквадор и Аргентину. А смена режимов в Гаване и Каракасе объявлена приоритетной целью деятельности администрации в Западном полушарии.

Естественно, свергать вооруженным путем того же Мадуро или президента Кубы Вашингтон не собирается. В качестве наиболее эффективных инструментов свержения находящихся там у власти руководителей избраны жесткие экономические санкции, а также максимальные ограничения для перемещения неугодных первых лиц, обвиняя их в прямых связях с наркоторговлей, а также проведении выборов с подтасованными результатами.

Для Венесуэлы этот вопрос весьма болезненный, потому что американцы, к примеру, как главу наркокартеля (согласно собственным понятиям и решениям) могут задержать Мадуро во время любого его заграничного визита, включая поездки в Латинской Америке. Разместив у берегов Венесуэлы свой военный флот, США могут, по сути, установить блокаду ее побережья и останавливать любые суда, которые они посчитают перевозящими наркотики и подсанкционную нефть.

Есть у Вашингтона и иные весьма действенные методы по усилению изоляции Каракаса в рамках Организации американских государств, поскольку крупнейшие страны региона не признают Мадуро президентом и соответственно отнюдь не собираются осуждать Вашингтон за то, что там считают венесуэльского руководителя главой наркокартеля. При этом ставка будет делаться на максимальное экономическое и финансовое удушение страны, с тем чтобы вызвать там массовые протесты населения. Тем более что есть возможность усилить напряжение в Венесуэле и путем массовой высылки незаконно находящихся в США мигрантов.

По самым скоромным подсчетам, таковых сейчас в США около 1 млн человек, плюс около 2 млн венесуэльцев перебрались в США за последние несколько лет в качестве политических беженцев. Более чем полумиллиону из них предыдущая администрация Джозефа Байдена выдала специальные разрешения, позволявшие искать работу и находиться в США на вполне законных основаниях. Теперь же часть этих мигрантов объявлена «угрозой национальной безопасности» США, а другая – обвинена в принадлежности к наркокартелю «Трен де Арагуа» (около сотни венесуэльцев уже отправлены в тюрьму в Сальвадор, а некоторые были за счет венесуэльского правительства депортированы на родину).

Что в этой ситуации делать России? Какого-то, прежде всего экономического, прока от этого союзничества Москва по большому счету от Каракаса не получает. Мадуро регулярно заявляет о поддержке российской позиции по Украине, приезжал на празднование Дня Победы в Москву, на всех массовых мероприятиях клянет последними словами американский империализм и лично Трампа.

Вместе с тем Россия не может на сегодня поддерживать Венесуэлу кредитами и отправлять туда рабочую силу, как это делала раньше и частично продолжает делать Китай. Также не имеет возможности Москва инвестировать в различные проекты на венесуэльской территории из-за нынешних иных внешнеполитических приоритетов. Рассчитывать на внешние займы от международных организаций – для Каракаса чистая утопия.

Определенные надежды Мадуро вынашивал осенью прошлого года, будучи приглашенным на саммит БРИКС в Казань. Где при поддержке России венесуэльский президент планировал сделать свою страну полноправным членом этого объединения. Однако Бразилия заблокировала членство Каракаса в БРИКС, не признавая Мадуро законным президентом страны (кстати, из членов БРИКС его признают Россия, Китай, ЮАР и Иран). А главным стимулом для венесуэльского руководителя по вступлению в это объединение была и остается перспектива получения финансовой помощи и долгосрочных кредитов.

В этой ситуации оптимальным для Москвы было бы продолжение оказания Каракасу дипломатической и политической поддержки, надеясь на то, что Мадуро в союзе с руководством армии и спецслужб все же сумеет удержать власть и купирует угрозы массового народного недовольства. Хотя сделать на этот раз подобное будет крайне сложно с учетом того, с какой решимостью американская администрация намеревается в свою пользу решить стоящий перед ней «венесуэльский вопрос». n

 


Читайте также


Защитники по назначению продолжают считать свои копейки

Защитники по назначению продолжают считать свои копейки

Екатерина Трифонова

У адвокатов, предоставляемых государством, крайне скупой работодатель

0
1048
Закон о «запрете никабов» увяз в согласованиях

Закон о «запрете никабов» увяз в согласованиях

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Российских силовиков пытаются вдохновить примером стран Центральной Азии

0
1268
Борьба с нейроагитацией начинается с Челябинска

Борьба с нейроагитацией начинается с Челябинска

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избирком не пустил на выборы листовку КПРФ, созданную искусственным интеллектом в стиле «красный пин-ап»

0
1009
Кабинет министров даст больше денег центрам «Мой бизнес» в регионах

Кабинет министров даст больше денег центрам «Мой бизнес» в регионах

Михаил Сергеев

Среднее время жизни малого предприятия в РФ – два с половиной года

0
979

Другие новости