ВОСЕМНАДЦАТОГО апреля российское правительство может узнать о том, каково должно быть развитие отечественной автомобильной отрасли как минимум в ближайшие лет десять. Коллегия Минпромнауки представит в правительство доклад о развитии российской автомобильной промышленности.
Говоря о нынешней ситуации в автомобилестроении, по праву можно провести аналогию с персонажами из известной басни, которые тянут многострадальную телегу в разные стороны. На сегодняшний момент все, кто так или иначе связан с автомобильной отраслью России и сопредельных государств, уже заявили о создании и вхождении или, наоборот, о невхождении в холдинги, коих вырисовывается три.
Первым и самым реальным является холдинг, создаваемый группой "Сибирский алюминий". Все началось летом 2000 года с приобретения контрольного пакета акций Павловского автобусного завода, который сейчас благодаря новой команде менеджеров уже наращивает объемы производства. Следующим объектом, на который менеджеры "Сибирского алюминия" обратили свои взоры, оказался Горьковский автомобильный завод. Результатом прихода новой команды менеджеров стал резкий отказ от бартерных схем и переход на денежные расчеты. В дальнейшем "Сибал" активизировал свои проекты во всей автомобильной промышленности и раз за разом начал приобретать акции крупнейших автозаводов страны и предприятий, так или иначе связанных с автопромышленностью.
Все это было оформлено в конкретное предложение, которое президент группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска направил председателю правительства России Михаилу Касьянову. В нем содержалось предложение создать самый большой на территории СНГ автохолдинг с участием государства, "Фиата", ГАЗа, УралАЗа, пяти автобусных заводов и десяти предприятий по производству двигателей. Кроме того, в холдинг предлагалось включить и Минский автомобильный завод, который находится в госсобственности Белоруссии.
Однако этим российское холдингостроение не ограничилось. Руководитель Волжского автомобильного завода Владимир Каданников предложил создание автомобильного альянса по своему сценарию - на основе АвтоВАЗа, "Ижмаш-авто", Таганрогского автомобильного завода. Кроме того, предлагается реализовать совместный проект АвтоВАЗа и "Барнаултрансмаша" по производству 700 тыс. двигателей. Главная идея вазовцев - это форсирование на своем производстве ввода новых моделей и перевод на другие предприятия уже выпускаемых автомобилей. Совместный проект с "Дженерал моторз" предлагается вывести на полную мощность. Однако проект АвтоВАЗа требует около 2,2 млрд. долл. инвестиций, из которых сам ВАЗ готов вложить только 850 млн. долл.
Профильное министерство тоже не осталось в долгу, среагировав на модную тему автомобильного холдингостроения. Так, в недрах Министерства промышленности, науки и технологий созрел план третьего холдинга - на основе КамАЗа и его дочерних предприятий.
С определенной долей уверенности можно говорить о том, что из всех холдингов создан будет только один, курируемый "Сибалом". Уверенность в этом подкрепляется несколькими факторами. Первый - это то, с какой методичностью и последовательностью менеджеры "Сибирского алюминия" приобретают предприятия, связанные с автомобильной промышленностью. Второе, что позволяет говорить о реальности холдинга, - это то, что группа "Сибирский алюминий" обладает мощными инвестиционными ресурсами и готовностью их тратить, чего не скажешь ни об АвтоВАЗе, ни о КамАЗе, которые потребуют помощи от государства.
Конечно же, государство поддержит создание холдингов и кооперацию между автопредприятиями, однако, как всегда, средства на это вряд ли найдутся. Холдинги будет строить тот, у кого есть на это деньги и желание. Все остальные будут заниматься тем же, чем и раньше - производством.
Правительство уже высказало поддержку намерениям "Сибала" создать автохолдинг. Это озвучил в начале недели заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин, курирующий машиностроительную отрасль. Митин уже давно высказывался в том духе, что крупнейшим мировым автогигантам могут противостоять только аналогичные российские. Что же касается самих холдингов, то, по мнению Митина, это в рамках положительной мировой тенденции концентрации капитала.