0
1523
Газета Экономика Интернет-версия

15.05.2001 00:00:00

Атомный комплекс неделим

Тэги: минатом


Пленум Центрального правления Ядерного общества России принял опубликованное в СМИ обращение к президенту, председателям Федерального собрания и правительству России об опасности и недопустимости расчленения единой инфраструктуры ядерной отрасли страны и исключения Минатома России из состава будущего федерального правительства.

Не впервые делается попытка разгромить сохранившуюся, эффективно и безопасно функционирующую ядерную отрасль индустрии страны. Уже на заре рыночных преобразований появились публикации западных аналитиков (Збигнев Бжезинский и др.), утверждавших, что, как ни удивительно, ядерная отрасль оказалась жизнестойкой, не поддается уничтожению с помощью проводимых реформ и может стать одной из опор возрождения индустрии России в будущем. Более того, она вступила в конкурентную борьбу на мировом рынке атомной энергии, позволив России заключить ряд выгодных соглашений по строительству энергетических атомных реакторов в Иране, Китае, Индии, вести выгодную торговлю ядерными материалами и высокими технологиями с рядом зарубежных стран. Все это в высшей степени раздражало США.

Сохранивший дееспособность, из года в год наращивающий производство, ядерный комплекс с его неуступчивым руководством стал серьезным препятствием в достижении основной стратегической цели - всемерного ослабления России. Сделать все возможное для его развала, для дискредитации его в глазах населения - такова задача, поставленная перед российскими прихвостнями всех мастей и рангов заокеанскими кукловодами.

Наиболее прямо, с солдатской бесцеремонностью ее сформулировал бывший министр обороны США Уильям Перри. Назвав российский ядерный комплекс советским, он заявил: "Советский ядерный комплекс подобен гидре - многоглавому чудовищу из греческой мифологии, бесполезно просто отсекать боеголовки, нужно уничтожить само чудовище, иначе появятся новые боеголовки".

В России, первым с предложением, как уничтожить Минатом, выступил небезызвестный Алексей Яблоков. Он предложил поступить с ним так же, как поступили с не менее ненавистным американцам КГБ. Он писал: "Создавая ядерное оружие, советское руководство сконцентрировало невероятные ресурсы (людские и природные) и создало замкнутую систему, самодостаточную в любых условиях". И далее: "Минатом, пожалуй, сравним по своей самодостаточности и закрытости только с системой ОГПУ-МВД-КГБ, с которой он, кстати, и сращен по целому ряду направлений. По отношению к КГБ российское общество уже давно поняло опасность такой самодостаточной закрытой системы. Выход был найден в виде разделения на ряд самостоятельных ведомств, в большей степени находящихся под контролем государства. То же самое необходимо сделать с Минатомом".

Рекомендации американцев от российских "яблоковых" оказались услышаны, и были подготовлены проекты решений по ликвидации Минатома и передаче его подотраслей и научных учреждений в другие министерства и ведомства. Однако "НЕТ" сказал президент Борис Ельцин, заявивший о необходимости сохранения ядерного промышленного комплекса (ЯПК) и Минатома как государственной структуры управления. Принимая такое решение, Борис Николаевич основывался на знаниях специфики и личном опыте работы с предприятиями ЯПК на Урале и необходимости исключить повторение ошибки, приведшей к Чернобыльской катастрофе - переподчинения атомных электростанций от Минсредмаша в Минэнерго СССР.

Сохраненная Борисом Ельциным как единое целое атомная отрасль России успешно выполняет возложенные на нее оборонные и народнохозяйственные задачи, из года в год увеличивая производство продукции. Так, например, если в 1998 году атомная энергетика произвела 103 млрд. кВт.ч, то в 1999 году - 120 млрд. кВт.ч, а в 2000-м - 130 млрд. кВт.ч. Предполагается, что в случае отсутствия каких-либо "революционных" преобразований в 2010 году будет выработано 200-220 млрд. кВт.ч, что позволит сэкономить стране почти 767 млрд. куб. м газа против 40 млрд. куб. м газа в 2000 году.

Особенностью ЯПК, включающего ядерные оружейные центры, комбинаты, исследовательские институты и конструкторские бюро, строительную индустрию, является: высокая научная емкость технологий и продукции, значительная доля технологий и производства двойного назначения, единая технологическая цепочка (от руды до готовых изделий).

Для российского ЯПК характерна структурная технологическая связь работ по ядерному оружию и работ по ядерной энергетике как мирного, так и военного применения (ядерные энергетические установки для атомных подводных лодок). Внутри Минатома России созданы корпоративные структуры по целевым задачам (концерн "Росэнергоатом", АОА "ТВЭЛ" и др.), в том числе акционерные общества с контрольными пакетами государственного управления.

Эти структуры демонстрируют эффективность новых форм хозяйствования, оставаясь в структуре федерального министерства. Но зуд реформаторства не оставляет в покое и эти структуры. Так, в проекте г-на Грефа предусматривается не объединение всех АЭС России в единую энергетическую компанию, а расчленение государственного концерна "Росэнергоатом" и передача отдельных АЭС в региональные энергетические компании. Создается впечатление, что трагедия Чернобыля некоторых теоретиков от экономики ничему не научила.

Осознанный или неосознанный вред, который может нанести ликвидация Минатома России, искусственный разрыв налаженных научных и технологических связей, неоправданное и ненужное реформирование внутри отраслевых корпоративных структур нанесут удар по российскому ядерному комплексу, являющемуся необходимым условием сохранения Россией позиции великой державы. Несмотря на это, кажется, вновь возникают условия реализации мечты наших американских "доброжелателей" об уничтожении российской "ядерной гидры".

Окончательное решение судьбы Минатома вновь остается за президентом России. Обнадеживает недавнее заявление Владимира Путина, что при решении подобных вопросов следует исходить из принципа "Не навреди". Атомщики России надеются на своего президента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
895
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1538
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1771
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1267

Другие новости