0
674
Газета Экономика Интернет-версия

03.03.2003 00:00:00

Местные бюджеты не вынесут реформу ЖКХ

Тэги: жкх, реформа


В минувшую пятницу в Совете Федерации состоялись парламентские слушания по проблемам реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Как убеждали собравшихся выступавшие чиновники - министр экономического развития и торговли Греф, глава Госстроя Кошман, в ЖКХ необходим частный капитал.

Между тем вполне вероятно, что в ЖКХ инвестиции придут очень не скоро. Буквально накануне парламентских слушаний Бюро экономического анализа опубликовало два информационно-аналитических бюллетеня, посвященных проблемам реформирования отрасли. И, по мнению ученых, ЖКХ России настолько непривлекательно для частного капитала, что говорить о его приходе в эту отрасль как минимум преждевременно. А правительственные планы осуществить реформу ЖКХ за счет местных бюджетов и перейти к адресному субсидированию вызывают много вопросов.

Дело в том, считают экономисты, что у коммунальных предприятий нет ни стимулов, ни возможностей привлекать средства с рынков капитала. Поэтому они получают дополнительные финансовые ресурсы, попросту увеличивая плату за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, практически все тарифы ЖКХ подвержены регулированию, а значит, учитывая вероятность невыполнения государством своих обязательств (что повсеместно наблюдается в России), риск невозврата вкладываемых средств высок.

В Бюро экономического анализа также сомневаются, хватит ли на реформу ЖКХ денег у местных бюджетов, особенно в свете последних бюджетных новаций по перераспределению собранных на территориях субъектов доходов в пользу федерального Центра. По мнению экспертов, такое положение вещей указывает на противоречивость проводимых реформ. И скорее всего в местных бюджетах средства на проведение жилищно-коммунальной реформы найдены не будут. Напротив, региональным бюджетам потребуются дополнительные источники финансирования. Более того, у регионов в текущем году денег будет все меньше, так как с падением темпов роста экономики уменьшатся и налоговые поступления. Причем регионы нельзя и заставить проводить реформы "за свой счет", поскольку представители местных органов власти - это не собственники, над которыми висит угроза банкротства. Они знают, что при возникновении кризиса федеральный бюджет окажет "бесплатную" помощь.

Скептически оценивают экономисты и эффективность "адресных субсидий". В Бюро задаются обоснованным вопросом - что мешало бюджетам и раньше своевременно перечислять средства, только не на личные счета граждан, а на счета предприятий. Скорее всего отсутствие или нехватка денег в бюджетах большинства субъектов РФ. В таком случае, по мнению ученых, непонятно, откуда появятся фонды для оплаты сейчас и как бюджеты будут исполнять финансовые обязательства в рамках новой системы социальной защиты.

То есть проблема хронических невыплат и задержек в перечислении сохраняется. Более того, теперь она перекладывается на малоимущие слои населения, которые при новой системе должны будут сами изыскивать средства на оплату, а потом ждать перечисления причитающихся им субсидий. На практике новая система начисления субсидий скорее всего выльется в рост задолженности - только уже перед населением.

Наконец, Бюро экономического анализа весьма критически относится к планам по установке счетчиков. Расчеты ученых неопровержимо свидетельствуют - приборы учета в нынешней ситуации не выгодны никому. Действительно после введения в действие счетчиков предприятия будут страдать от недопроизводства, а значит - финансового голода. Удовлетворить его они могут лишь за счет повышения тарифов. Таким образом, плата населения за коммунальные услуги имеет шанс резко увеличиться после установки счетчиков.

Но даже в случае замораживания тарифов установка приборов учета будет невыгодной населению. Просто потому, что она никогда не окупится. К примеру, цена дешевого газового счетчика составляет примерно 1000 руб. при его нормативном сроке службы 7 лет. Действующий сейчас в Москве тариф на газ составляет 8,2 руб. с человека. Если семья состоит из трех человек, то совокупные траты домохозяйства на газ равняются 24,6 руб. Если предположить, что в результате установки счетчика месячная экономия составила 12 руб. (примерно 50-процентная экономия), годовая - 144 руб., то по итогам семи лет - 1008 руб. То есть приобретение прибора становится выгодным очень относительно - ведь в этот расчет не включены расходы на плановый осмотр, ремонт и т.д. Иными словами, прибор учета окупает себя только при условии повышения цены на газ.

В расчетах экономистов нет политики. Они оперируют сугубо техническими показателями. И тем больше возникает вопросов, сумеет ли правительство дать финансовое обоснование проводимой реформы. И самое главное - возможно ли ее осуществить в годы федеральных выборов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
809
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
653
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1020
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
782

Другие новости