0
1018
Газета Экономика Интернет-версия

03.02.2005 00:00:00

Чиновники наконец увидели в Китае перспективный рынок сбыта нефти

Тэги: китай, нефть, транспортировка, ржд, фадеев


китай, нефть, транспортировка, ржд, фадеев Геннадий Фадеев готов взять нефть в свои руки.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Отобрав у ЮКОСа «Юганскнефтегаз», чиновники обратились наконец к более насущным проблемам – в частности, к перспективам освоения китайского рынка сбыта нефти. На вчерашнем заседании правления «Российских железных дорог» с участием нефтяных компаний в Чите президент РЖД Геннадий Фадеев признался, что его ведомство «впервые начало относиться к рынку транспортировки нефти как к стратегически важному». При этом на восточном направлении, похоже, начинается настоящая конкуренция транспортников – проектировщики Восточного нефтепровода с ответвлением на Китай намерены ускорить его строительство, а РЖД собирается успеть занять рынок транспортировки нефти до ввода трубы в эксплуатацию. «Мы должны поспешить с транспортным обеспечением перевозок нефти и вполне могли бы составить конкуренцию трубопроводному транспорту», – считает Геннадий Фадеев.

По его словам, в настоящий момент перевозка одной тонны нефти через погранпереход Забайкальск стоит 72 долл. Если объемы перевозок будут расти, можно будет снизить этот тариф. Впрочем, когда будет построен нефтепровод, конкурентоспособность железных дорог резко упадет – перекачка нефти по трубе стоит как минимум втрое дешевле. Однако, учитывая неясность сроков ввода в эксплуатацию Восточной трубы и растущие потребности Китая в поставках, можно предположить, что «Российские железные дороги» успеют неплохо заработать на транспортировке нефти. По словам Фадеева, в прошлом году в Китай было перевезено 6 млн. тонн нефти, в этом планируется поставить около 10 млн. тонн, а после электрификации направления Карымская–Забайкальск в Поднебесную можно будет отправлять не менее 30 млн. тонн нефти в год. Ровно на такую же мощность будет рассчитано китайское ответвление нефтепровода Тайшет–Находка. По оценке РЖД, модернизация железной дороги под эти объемы нефти будет стоить около 39 млрд. долл. – в эту сумму, помимо электрификации участка дороги, входит развитие инфраструктуры Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог, в частности, нефтеналивных станций Уяр и Зури в Красноярском крае.

До некоторых пор единственной компанией, которая понимала необходимость завоевания китайского энергетического рынка, был ЮКОС. Именно он первым заключил контракты на поставку нефти по железной дороге и начал лоббировать строительство Восточного нефтепровода из Ангарска в Дацин. Однако, как только остальные нефтяные компании и чиновники обратили свои взгляды на восток и поняли, насколько перспективен этот рынок, опальную компанию быстро оттеснили на задний план. Сопротивляться ЮКОСу не пришлось – из-за ареста счетов компания оказалась не в состоянии оплачивать экспортные пошлины, и ее поставки в Китай существенно сократились. Если раньше ЮКОС планировал отправить в 2005 году в Китай 8,5 млн. тонн нефти, то теперь эти планы сократились до 3,5 млн. тонн. При этом ситуация вокруг компании и возможная продажа оставшихся у нее добывающих активов не позволяют гарантировать и этих объемов. Но на смену ЮКОСу с удовольствием пришли его конкуренты. «Роснефть», купившая недавно «Юганскнефтегаз», перевезет в Китай 4 млн. тонн, 3 млн. тонн отправит «ЛУКОЙЛ» и до 1 млн. тонн готова увеличить свои поставки «Сибнефть».

Тем временем, наблюдая такой ажиотаж вокруг китайских поставок, проектировщики Восточного нефтепровода заторопились – глава Минпромэнерго Виктор Христенко поручил своему ведомству совместно с «Транснефтью» внести предложения по сокращению сроков реализации данного проекта, а также по источникам и механизмам частичного финансирования за счет средств федерального бюджета. К середине марта чиновники обещают проработать этапность строительства нефтепровода, которая, кстати, также подразумевает использование на первых этапах железных дорог для транспортировки нефти к побережью Тихого океана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

НГ-Культура

0
538
КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
2018
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
2030
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1882

Другие новости