Подтвердились прогнозы о неизбежности значительного увеличения бюджетных расходов на подготовку и проведение саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке. Вчера было объявлено, что проект моста через Босфор Восточный, который соединит остров Русский с материком, оказался примерно в полтора раза дороже первоначальных расчетов. Почти наверняка аналогичная история произойдет с другими объектами саммита.
Вчера пресс-служба краевой администрации со ссылкой на департамент дорожного хозяйства Приморского края сообщила, что проектирование моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный будет закончено к 15 февраля – на два месяца раньше расчетного срока.
Длина моста составит 3150 м, протяженность эстакадных частей стороны – 675 м, высота моста над водой – 70 м. Были озвучены и ожидаемые затраты на строительство – предположительно понадобится 13–16 млрд. руб. Между тем по прежним расчетам цена проекта была значительно меньше – всего 10 млрд. руб. Однако уже весной прошлого года, когда проект моста существовал лишь в черновом варианте, специалисты заявляли о необходимости вдвое увеличить объемы финансирования. Запросы проектировщиков и строителей были признаны чрезмерными. От них потребовали сократить расходы, что удалось сделать лишь отчасти. Высокопоставленный источник «НГ» в правительстве высказал другое предположение. По его мнению, раньше стоимость строительства этого моста называлась разной, потому что не было окончательного проекта. Теперь такой чехарды не предвидится. Как только проект утвердят, увеличивать затраты на него можно будет лишь с учетом индекса дефлятора, рассчитываемого ежегодно МЭРТом.
Стоит напомнить, что на подготовку к саммиту АТЭС в январе 2007 года Владивостоку было выделено 100 млрд. руб. В августе краевые власти увеличили заявку до 147,5 млрд. руб. На эти деньги надо построить не только мост на остров Русский, но и конгресс-центры, пятизвездочные гостиницы, решить проблему энергоснабжения юга Приморья, модернизировать транспортную инфраструктуру и т.д. Владивостокский проект таит массу скрытых затрат. Например, мост на остров Русский построят через пять лет – как раз к саммиту. А без моста из-за сложной схемы доставки стройматериалов с материка как минимум на 10 млрд. руб. возрастает стоимость строительства других объектов.
Эксперты не удивляются готовности правительства без счета зарывать бюджетные рубли в различные проекты, в которых соображения престижа государства преобладают над экономической целесообразностью затрат. «Об эффективности таких инвестиций говорить не приходится. На этот счет есть очень большие сомнения. Издержки бюджета несомненно будут расти», – заявил «НГ» управляющий директор «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. По его мнению, это типичная ситуация. Денег в казне много и их выделяют в больших количествах. «Владивосток – капля в море бюджетных затрат. Значительно больше получили созданные в прошлом году госкорпорации», – подчеркнул Гавриленков. Он не сомневается, что все, что запланировано построить к саммиту, будет построено, сколько бы это ни стоило.
Между тем пока никто толком не представляет, что делать с этими объектами после завершения саммита АТЭС. По прогнозам, для размещения делегаций стран-участниц требуется более 10 четырех- и пятизвездочных гостиниц на 500–1000 номеров. После саммита такого наплыва состоятельных постояльцев во Владивосток не предвидится. То же самое ждет и аэропорт, который модернизируют для приема 50 широкофюзеляжных самолетов в день. После саммита пассажиропоток сократится, что сделает работу аэропорта нерентабельной. Внятного ответа на эти и другие вопросы ни у краевых властей, ни у федерального Центра до сих пор нет.