0
2142
Газета Экономика Интернет-версия

16.09.2009 00:00:00

Россия победила кризис

Тэги: кризис, минфин, ввп, экономика


кризис, минфин, ввп, экономика Глава Минфина Алексей Кудрин прочит России выход из кризиса уже к концу года.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Годовщину мирового кризиса российские власти отметили рядом заявлений, судя по которым отечественную экономику, несмотря на очевидные потери, ждет скорое восстановление. Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил о том, что в третьем квартале этого года страну ждет выход из рецессии. Президент Дмитрий Медведев отметил очевидные просчеты правительства в оценке масштабов кризиса, но тоже выразил надежду на скорое восстановление экономики. Однако большинство экспертов считают, что о выходе из рецессии говорить пока рано, и не исключают второй волны кризисных явлений.

«У нас уже нет никаких сомнений в том, что третий квартал станет кварталом полноценного выхода страны из рецессии», – заявил вчера Кудрин. По его словам, первым месяцем выхода России из кризиса стал июль. «Наши меры позволили уже в июне иметь рост ВВП 0,4% по отношению к маю, – сказал он. – А рост ВВП в июле составил уже 0,5% к июню». Кроме того, он отметил, что «принятые меры позволили России среди первых начать выход из кризиса». Впрочем, он осторожно отметил, что и «сегодня успокаиваться нельзя». Среди остающихся рисков «второй волны» министр назвал риски, связанные с плохим состоянием финансовой системы США и Европы, «где пока не завершился процесс выявления плохих долгов». Поэтому правительство РФ закладывает средства на капитализацию банковской системы в 2009 и 2010 годах, которые будут использованы, «если эти риски начнут проявляться явно».

На тему кризиса вчера высказался и президент, который отметил явные просчеты правительства. «В этом году ВВП страны снизится на 8,5%», – сообщил Дмитрий Медведев в ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай». При этом, как считает президент, «российское руководство недооценило масштабы кризиса». «Мы просчитали – глубина падения значительно более серьезная – ВВП в этом году снизится на 8,5%, хотя мы ориентировались на цифру 1–2%», – уточнил он и посетовал, что «у нас крайне тяжелая структура экономики». В то же время Медведев также не склонен впадать в пессимизм, подчеркивая, что в последний месяц России удалось выйти на абсолютный прирост экономики, по сути, повторив данные, которыми оперирует Кудрин.

Между тем экономисты пока не столь оптимистичны в своих прогнозах. Оценивая итоги кризисного года, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев подверг резкой критике последние заявления властей. «Сейчас чиновники устроили даже соревнование в том, кто первым объявит о наступившем выходе России из кризиса, – отмечает эксперт. – То есть мало того, что, по их данным, отечественная экономика достигла своего дна, она якобы начинает восстанавливаться. Мы так не считаем». Во-первых, никто из официальных лиц, говоря о наметившемся росте ВВП, вероятно, не учитывает очевидный календарный фактор – ведь в июле было 23 рабочих дня, а в июне – 21. «Если мы учтем этот календарный фактор, то июльский рост промышленности из плюса в 4,7% превращается в минус, – напоминает Николаев. – Во-вторых, к отмеченному росту ВВП в июле по сравнению с июнем на 0,5% вообще нельзя относиться слишком серьезно. Это всего лишь оценочные данные Минэкономразвития, тогда как Росстат месячные показатели ВВП вообще не считает. Да и в мировой статистике сравнение месячной динамики ВВП не практикуется – рассчитываются только годовые и квартальные данные». Кроме того, стандартные экономические методики предусматривают многократные переоценки и уточнения изменения ВВП, в результате которых десятые доли процента вообще могут исчезнуть.

Впрочем, население страны, хотя и отмечает негативные явления, вызванные кризисом, относится к ним вполне сдержанно. Более того, как пояснил руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра Алексей Левинсон, даже негативная оценка населением экономической ситуации не влияет на их политические предпочтения. «На конец августа Путину и Медведеву доверяли около 80% опрошенных респондентов, – пояснил социолог. – Так что протестный потенциал в России невелик». Впрочем, это не отменяет того, что в отдельных очагах – например, моногородах – протестов не будет. Но это локальные вспышки, и пока нет оснований говорить, что они распространятся по всей стране, резюмировал аналитик.

Однако, как считает Владимир Милов, занимавший в 2002 году должность замминистра энергетики, – изменения в психологии россиян могут произойти довольно скоро. «Если мы вступим в фазу длительной стагнации и дальнейшего падения, то и отношение населения начнет меняться, тем более что для этого сегодня есть все основания, – полагает он. – Наши люди до сих пор помнят дефолт 1998 года, считая его наиболее шоковым. Но тогда эффект был несколько иной: все запомнили резкое обесценение рубля по отношению к доллару, за которым последовало восстановление отечественной экономики». На самом деле, если оценивать реальную глубину падения нашей экономики в цифрах, Россия уже превзошла, причем существенно, тяжесть падения времен дефолта.

Напомним, что ВВП России в 1998 году упал на 4,5%, а в 1992 году падение составило около 14,5%. В 2009 году аналогичный показатель может составить минус 10,8%.

«Чудес не бывает, – считает Милов. – Рост безработицы и сокращение реальных зарплат и доходов берут свое. На осень запланированы массовые увольнения на ряде крупных предприятий, а не только на АвтоВАЗе, где будут уволены почти треть работающих. Конечно, мы будем падать, и не стоит удивляться, если начнется вторая волна кризиса».

При этом России не помогут даже нефтедоллары, поскольку мечтать о том, что цены выйдут на докризисный уровень, нельзя. «У нас такая система налогообложения, что даже если нефть будет стоить 100 долларов, то это не значит, что излишки пойдут в экономику, – считает эксперт. – Это значит, что Резервный фонд закончится у нас не в декабре 2010 года, а, скажем, в марте 2011 года».

Эту точку зрения разделяет и Николаев: «Да, дополнительные поступления от экспорта могут быть, но вопрос в том, на что они будут потрачены?» По его словам, бюджет вынужден будет эти средства тратить на выполнение социальных обязательств. «Планка соцобязательств была поднята достаточно высоко, и опустить ее будет невозможно, – полагает он. – Таким образом, власти сами себя загнали в ловушку, изначально сосредоточив акцент в своих антикризисных действиях не на борьбу с причинами кризиса, а с его последствиями».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
534
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
614
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
339
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
223

Другие новости