Фото Reuters
Когда рядовой Вася Пупкин летит на Канары проматывать честно заработанные тысячи евро, при этом поливая грязью своего авиаперевозчика за «задранные» цены, – это нормально. Кто ждет от рядового отдыхающего хоть каплю сознания и понимания того, что цена на билет и его не самые последние в мире заработки – это все об одном и том же. Но вот когда в голос с Васей Пупкиным говорят чиновники, которым, казалось бы, должна быть доступна объективная картина ценообразования... Вот этого понять нельзя. Когда облеченные властью товарищи то и дело призывают авиакомпании сделать авиационные перевозки «доступными» и открыть массу региональных рейсов в духе из Южного Бутово в Северное, возникают вопросы об их интеллекте, да и не только.
Положив руку на сердце, признаем, что все разговоры о дороговизне авиабилетов носят эмоциональный характер. Как говорится, это смотря с чем сравнивать. Недавно одна известная фирма выставила на Красной площади небольшой такой чемодан. Все знают, сколько стоят изделия этого бренда, тем не менее я регулярно наблюдаю их счастливых обладателей. Вопросов о цене этих аксессуаров, по сути побрякушек, ни у кого не возникает. Ни чиновники, ни Васи Пупкины не бегают с плакатами, на которых гордо запечатлены требования сделать искомые чемоданы дешевле. Почему? Потому что все понимают, что это премиум-сегмент, не хочешь – не плати.
К авиации отношение почему-то совсем другое. Авиакомпании всем кругом должны. Особенно в том, что касается снижения цен. При этом никто не готов поступиться и толикой своего комфорта и толикой намека на недостаточную безопасность. То есть летать все предпочитают премиум-классом, а платить хотят как за лоукостер. Желание халявы понятно, но вообще-то понимание того, что авиация – это сложный бизнес-механизм, на выходе которого не побрякушки, а комфорт и безопасность пассажиров, должно было бы присутствовать хотя бы у тех, кто облечен властью и полномочиями высказываться по проблеме.
Вообще, о какой, простите, недоступности авиаперелетов может идти речь, если пассажиропоток растет в среднем на 15% в год? Неужели при том, что доступность авиабилетов якобы снижается, количество проданных билетов растет? Так не бывает. Не под дулом же пистолета людей заставляют выбирать авиатранспорт, а не железные дороги или морские перевозки. В конце концов давайте признаем – авиакомпании конкурируют не только друг с другом, но и с другими видами транспорта.
Говоря о дороговизне авиабилетов мы обычно говорим, что дорого покупать билеты в последний день на самый удобный маршрут. Но ведь никто не заставляет делать выбор в последний момент! Почему бы не позаботиться о поездке заранее и не выбрать рейсы с пересадкой? Глядишь, все дешевле выйдет.
Не будем забывать, что истерика насчет цен на авиабилеты негативно влияет на экономику. Когда чиновники говорят о том, что авиакомпании должны снижать цены, они, может быть, и руководствуются благими намерениями, но сами того не желая, наносят своими словами урон государству. Любая критика, к примеру, «Аэрофлота» немедленно сказывается на котировках его акций. Они падают, капитализация компании снижается, а ведь «Аэрофлот» – это госкомпания, и скоро ей предстоит пройти процедуру приватизации. Разве государство не заинтересовано в том, чтобы капитализация компании росла и пакет ее акций, намеченный к продаже инвесторам, был продан как можно более дороже?
Конечно, государство заинтересовано! А вот инвестор, особенно западный, совершенно не заинтересован в том, чтобы рядовые чиновники государства своими неуклюжими и даже глупыми действиями вмешивались в политику ценообразования компании. На днях гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказал в интервью «России 24», что все усилия руководства компании в ходе роуд-шоу с участием потенциальных инвесторов были нивелированы беспардонными действиями чиновников и депутатов.
«Мы встречались с инвестором общим объемом инвестиций 2,5 триллиона долларов. Они задают простой вопрос: почему вмешивается государство в политику ценообразования компании? Да, я пытался им объяснить, но когда я возвращаюсь и все это происходит дальше – это идет давление. Инвестор – он боится, и деньги он не вкладывает», – посетовал Савельев.
То есть глава «Аэрофлота» четко дал понять: рост капитализации компании несовместим с необдуманными заявлениями по поводу «высокой цены на билеты» и прочими бесцеремонными шагами со стороны чиновников. Не они должны указывать, какие цены на авиабилеты должны устанавливаться. Цены должны формироваться самой компанией с учетом рыночных факторов, а не благих пожеланий, директив и окриков. Надо понимать, что каждый случай давления на «Аэрофлот» со стороны чиновников ведет к падению акций и наносит ущерб государству на сотни миллионов долларов. До чиновничества надо наконец-то попытаться донести эту мысль.
В конечном счете бравые заявления начальников никак не могут повлиять на процесс ценообразования. Единственная цель этих заявлений – покрасоваться и порадеть «за интересы народа». То, что при этом нарушаются интересы государства, чиновникам невдомек. Им не приходит в голову, допустим, возмущаться ценами на мобильные телефоны или пирожные. Потому что это будет выглядеть глупо, а вот в отношении авиации у чиновников развязан язык.
При этом жульническим образом умалчивается тот факт, что тот же «Аэрофлот» – это все-таки перевозчик класса премиум. То есть использует новейшие самолеты, которые, между прочим, недешевы в обслуживании и стоят в 10 раз дороже, чем подержанные, а кроме того тратит больше своих конкурентов на безопасность. Требовать от «Аэрофлота», чтобы он продавал билеты по цене европейских лоукостеров, попросту абсурдно. Тем не менее у наших чиновников не возникает диссонанса, когда они сравнивают «Аэрофлот» и лоукостеры, хотя им не приходит в голову, например, требовать от пятизвездочных отелей снизить цены до уровня хостелов. Да и сами они почему-то предпочитают ездить на БМВ и «Ауди», а не на «Рено Логан» и не на «Лада Калинах».
Нет сомнения, что вместо того, чтобы заниматься давлением на авиакомпании, нашим чиновникам следует заняться своей непосредственной деятельностью – доработать и внести в Госдуму законопроекты, ускоряющие создание в России компаний-лоукостеров. Вот тогда, когда разрешат продавать невозвратные билеты, билеты без питания и провоза багажа, тогда и снизится стоимость перелета на определенных рейсах. Кстати, «Аэрофлот» специально под новый законопроект уже создал лоукостер «Добролет», который будет перевозить пассажиров на ряде региональных линий за 2–3 тыс. руб. Вот это и называется «ответственный подход».