0
11936
Газета Экономика Печатная версия

14.02.2021 20:43:00

На реальное увеличение выплат врачам, учителям и ученым не хватает денег

Зарплаты бюджетников проверят к 1 апреля

Тэги: минтруд, котяков, бюджетники, зарплаты, реформа, майские указы


минтруд, котяков, бюджетники, зарплаты, реформа, майские указы Глава Минтруда Антон Котяков должен представить план реформы зарплат. Фото с сайта www.council.gov.ru

Правительство по поручению президента решило разобраться с зарплатами бюджетников. До 1 апреля Минздрав, Минобрнауки, Минпросвещения и Минкультуры должны представить в Минтруд детальную информацию об уровне зарплат работников бюджетной сферы. Дефицитные бюджеты регионов не справятся с реальным повышением зарплат бюджетников, считают эксперты. Маловероятно, что федеральные власти решатся на сокращение зарплат администраций бюджетных учреждений. Хотя ограничения зарплатной вольницы главврачей и ректоров, получающих в 20–30 раз больше обычных врачей и профессоров, казалось бы уже давно назрели.

Министр труда и социальной защиты Антон Котяков должен 20 апреля внести в правительство предложения о повышении оплаты труда отдельных категорий бюджетников для неукоснительного соблюдения указов президента. А Минздрав, Минобрнауки, Минпросвещения и Минкультуры представят до 1 апреля в Минтруд детальную информацию об уровне зарплат для обобщения.

Принципы оплаты труда бюджетников в регионах должны быть максимально прозрачными, формальное отношение к майским указам президента в этой части недопустимо, заявил премьер-министр Михаил Мишустин, поручая собрать реальные данные о зарплатах.

По его словам, необходимо посмотреть реальный уровень зарплаты каждого работника, а также проанализировать, как различаются зарплаты в рамках одной структуры.

Ранее такое задание правительству и региональным властям дал президент Владимир Путин после обращения к нему научного сотрудника из Новосибирска. Это абсолютно тривиальная история, о которых не раз писала наша газета: у многих врачей, ученых и учителей зарплата и близко не соответствует целевому уровню майского указа (200% от средней зарплаты по региону), тогда как в среднем по заведению (за счет огромных зарплат высшего звена) цифра «бьется» и докладывается по вертикали в областные департаменты, министерства и в Центр (см. «НГ» от 10.02.21). Путин поручил оперативно проанализировать вопрос соответствия зарплат бюджетников майским указам 2012 года и устранить все возможности для их занижения.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в России число бюджетников составляет 17,7% трудоспособного населения. С учетом того, что трудоспособных сейчас в России немногим более 70 млн, количество бюджетников можно оценить в 12 млн человек. Повышение им зарплаты, например, на 5 тыс. руб. в месяц обошлось бы бюджетам в 743 млрд руб. за один год.

Это сложная задача с учетом того, что по итогам 2020 года нефтегазовые доходы бюджета скатились на уровень 2017 года, а в относительном – рухнули до исторического минимума: они сократились на 34%, до 5,2 трлн руб. Кроме того, пандемия привела к дефициту бюджетов почти у 70% российских регионов, совокупный дефицит их бюджетов достиг 762,2 млрд руб.

«Сейчас зарплаты ректоров, проректоров, главных бухгалтеров суммируются с зарплатами старших и младших научных сотрудников, а затем делятся на среднесписочное количество работников. Так что по отчету указ выполняется, но по факту у многих сотрудников он ниже установленной нормы, – пояснила «НГ» главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. – Пока трудно обсуждать, какую именно реформу предложит правительство. Вряд ли речь пойдет о том, чтобы отобрать деньги у руководителей и перераспределить их. Но и простое увеличение зарплат за счет бюджетов регионов вряд ли возможно: 58 регионов закончили прошлый год с дефицитом, трансферты из федерального бюджета были увеличены на рекордные 60%, и повторения подобного в 2021 году не будет».

Конечно, система начисления зарплат должна быть изменена, считает депутат Госдумы Михаил Щапов. «Для работников бюджетных организаций – врачей, учителей – нужно увеличить в первую очередь базовый оклад. Сейчас их зарплата формируется из оклада и надбавок: стимулирующих и компенсационных. В результате у огромной массы врачей и учителей зарплаты с трудом можно назвать справедливыми и даже нормальными», – говорит он.

По словам Щапова, в целом есть и потенциал для увеличения зарплат бюджетникам. «На 15 млн человек потребуется около 1 трлн руб. в год. Именно столько, например, уже второй год бюджет не может потратить на капитальное строительство – это резерв, который можно отдать людям», – сказал «НГ» Щапов.

У регионов нет ресурсов для реального, а не статистически подогнанного повышения зарплат бюджетникам в рамках майского указа 2012 года, считает депутат. «Регионы с трудом справляются с текущей экономической ситуацией. Чтобы просто выполнить свои обязательства, регионы вынуждены занимать – госдолг за последние полгода во многих субъектах Федерации вырос в разы. Заставить сейчас регионы увеличить зарплаты бюджетникам – это нагрузить их невыполнимыми обязательствами. Все увеличение зарплат бюджетникам должен взять на себя федеральный Центр. У него есть и резервы и необходимые доходы», – говорит он.

Поразительно, что государство не в состоянии навести порядок с собственными служащими, – удивляется председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – В бюджетной сфере давно пора покончить с так называемыми рыночными элементами и ввести жесткие тарифы в соответствии с выслугой, профессиональным разрядом, одновременно снизив максимальный разрыв между окладами руководителей и рядовых работников до не более чем три-четыре раза. Премии при этом должны выполнять поощрительный характер и составлять незначительную часть оклада», – говорит эксперт.

Благодаря указу от 2012 года (надо отдать ему должное) все же удалось несколько поднять зарплаты ученым, учителям и медикам, однако перекосы в системе оплаты требуют вмешательства, сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Василий Аникин.

«Зарплаты руководителей не должны превышать доходы специалистов среднего звена, в том числе высококвалифицированных, в 20, а то и 30 раз. Учителя не должны брать как минимум полторы ставки, чтобы получать зарплату на уровне средней зарплаты региона. Не думаю, что можно говорить о реформе, скорее всего правительство будет пытаться в первую очередь применять какие-то немонетарные методы. Ситуацию мог бы исправить общий подъем экономики в регионах за счет развития предпринимательства, но это долгая история. Сейчас же будет скорее всего идти речь о том, чтобы в течение года поправить ситуацию и устранить наиболее явные случаи крючкотворства. Оценить для начала, кому сколько недодали. Большинство регионов сами не справятся, их доходов не хватит, чтобы поднять зарплаты всем до целевого уровня, – для дотационных регионов необходима централизация ответственности. С другой стороны, период сверхдоходов закончился – государство не может больше поддерживать модель «зарабатывайте, сколько сможете». Согласно социологическим опросам, у населения наверняка получила бы положительный отклик ситуация, если бы государство взяло на себя перераспределение зарплат в бюджетной сфере за счет сокращения разрыва в доходах руководителей высшего уровня и специалистов», – говорит эксперт.

В пресс-служба Минтруда «НГ» пояснили, что выполнение майских указов обеспечило реальный рост зарплаты для 5,3 млн человек: «Это специалисты в образовании, медицине, науке, культуре, спорте и социальные работники. Выполнение майских указов президента стало драйвером роста заработных плат в социальной сфере. Зарплата по этим категориям работников в целом за время реализации майских указов опережала рост зарплаты в экономике». 

Вместе с тем, там признали, что в ходе этой работы был выявлен ряд проблемных моментов – в том числе, в вопросах формирования штатных расписаний, расчета размеров зарплат. «Из-за отсутствия единых подходов к порядку оплаты труда сотрудников бюджетной сферы некоторые работники не только не получили ожидаемого повышения заработной платы, но и не всегда понимают каким именно образом заработная плата начисляется. Это связано с тем, что нет единых подходов к премированию, оценке различных составляющих, которые учитываются при начислении заработной платы. По результатам отраслевого анализа зарплат будут сформированы предложения по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в целях обеспечения неукоснительного соблюдения майских указов президента», - заявили в ведомстве


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
1900
Региональная политика 13-16 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 13-16 октября в зеркале Telegram

0
697
Реформа медстрахования может оставить пациентов без защиты

Реформа медстрахования может оставить пациентов без защиты

Ярослав Вилков

Выстроенная за 30 лет эффективная система независимого контроля качества медицинской помощи находится под угрозой

0
2725
Зарплаты в обрабатывающей промышленности выросли почти на 16%

Зарплаты в обрабатывающей промышленности выросли почти на 16%

Ольга Соловьева

Рабочие специальности сделают более престижными для молодежи

0
1740

Другие новости