0
4927
Газета Экономика Печатная версия

23.07.2021 14:32:00

Комфортный, но холодный

Освоение Северного морского пути требует совместных усилий

Тэги: флот, торговля, смп, северный морской путь


флот, торговля, смп, северный морской путь Для развития СМП необходимо наращивание возможностей флота. Фото пресс-службы Росатома

Растущий грузооборот, развитие береговой инфраструктуры, нехватка ледоколов и специалистов, точная электронная картография. Участники «Дня Арктики» в Санкт-Петербурге раскрыли проблемы освоения Северного морского пути – стратегической для страны транспортной магистрали. К 2030 году она должна обеспечить транспортировку из Европы в Азию и обратно до 160 млн т грузов. Сегодня этот показатель вчетверо меньше. Кроме того, дальнейшее освоение транспортной магистрали сталкивается с объективными сложностями, связанными как с необходимостью развития инфраструктурных проектов, строительства новых ледоколов, картографическим обеспечением, так и погодными условиями. По словам директора Дирекции Северного морского пути (СМП) Вячеслава Рукши, за последние 5-7 лет, несмотря на прогнозы синоптиков, льда в Арктике меньше не стало.

«День Арктики» – мероприятие, направленное на обмен опытом основных участников и бизнес-партнеров освоения СМП: госкорпорации «Росатом» и его дочерней структуры «Атомфлот», «Совкомфлот» – крупнейшей судоходной компании России, одного мирового лидеров в области морской транспортировки, сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также крупнейших сырьевых компаний «НОВАТЭК» и «Норникель». Для всех них проблема одна – возможность беспрепятственного, круглогодичного судоходства по всей трасе арктического маршрута.

По словам вице-премьера правительства Юрия Трутнева, вся российская Арктика стала особой экономической зоной. Все, кто готов инвестировать в развитие своего бизнеса на арктической территории не менее миллиона рублей, получают пакет государственных преференций. «Сегодня преференциальными режимами Арктической зоны воспользовались 128 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более 300 млрд руб. Динамика новых заявлений достаточно высокая», – добавил он.

Глава «Росатома» Алексей Лихачев отмечает, что к 2030 году СМП должен стать «комфортным международным логистическим маршрутом». При этом сделать это при максимально ответственных подходах к сохранению экологии можно только совместными усилиями – для этого и проводится такое масштабное «командообразующее» мероприятие, как «День Арктики», отметил Лихачев.

Для этого на первом этапе необходимо создать базовые условия для развития инфраструктуры СМП и прибрежных территорий. Планируется, что в рамках работы по улучшению инфраструктуры будут реконструированы ряд объектов в портах Певек, Сабетта, а также аэропортовые комплексы на Чукотке, в Якутии и в Ненецком автономном округе. Основная цель на этот период – достигнуть показатель по грузообороту в 80 млн т в год и довести суммарную мощность морских портов СМП до 83 млн т.  Кроме того, до 2024 года будут введены в строй ряд гидрографических, лоцмейстерских и спасательных судов, необходимых для обеспечения судоходства на СМП.

На втором этапе, до 2030 года, на основе проектов предыдущего этапа будет организовано круглогодичное судоходство на всей акватории СМП. Ожидается, что к этому времени грузопоток достигнет 110 млн т, а мощность портов – 115 млн т. К этому моменту должно завершиться строительство головного ледокола проекта 10510 и серии из 5 ледоколов проекта 22220.

Как это ни парадоксально, несмотря на заявления о климатических изменениях, потепление и исчезновение льда, последнего в регионе меньше не становится. Этот момент подчеркивает и замруководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев: «Лед тает, но это не означает, что он исчезнет полностью». Сегодня вопросами проводки судов занимаются пять ледоколов: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и «Арктика». Последнее сверхмощное судно – проекта 22220, принято в прошлом году в строй.

«Арктика» оснащена двухреакторной энергетической установкой «РИТМ-200». Ледокол считается самым мощным в мире. Он способен проложить 54-метровый канал в льдах толщиной в три метра. Это позволяет проводить танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. т. Всего планируется построить 5 таких ледоколов. Однако, как отмечает Вячеслав Рукша, при существующем темпе ввода в строй – одно судно в два года – для выполнения планов повышения грузооборота на СМП (к 2024 году до 80, к 2030 году до 110, а к 2035 году до 160 млн т) требуется ускорить процесс обновления атомного ледокольного флота.

Последний момент подчеркивает и зампред правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов. По его словам, рентабельной скоростью движения на СМП в ледовой обстановке считается скорость в 8 узлов. «В этом году состоялась первая в истории арктической навигации сверхпоздняя проводка. Атомоход «50 лет Победы» взял под проводку газовоз «Кристоф де Маржери» в районе мыса Дежнева и провел его через всю акваторию Северного морского пути за 12 дней – 11 из них судно шло при помощи ледокола», – рассказал Амбросов.

Еще одна проблема – отсутствие всеобъемлющей электронной картографии региона. Ее не решает даже спутниковая информация, и при отклонении с маршрута выше 76 широты вынужденно используются бумажные навигационные карты. Согласитесь, что данная ситуация в ХХI веке выглядит странной. «Мы испытываем дефицит в ледокольной мощностях, электронной картографии, спутниковом обеспечении навигации. Мы готовы инвестировать средства в развитие этих направлений», – резюмировал Евгений Амбросов.

Об аналогичных планах сообщил и вице-президент-руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО ГМК «Норильский никель» Сергей Дубовицкий. Компания планирует выделить до 2 трлн в ближайшие несколько лет.

Севморпуть – кратчайший транспортный коридор между Европой и Азией. Так, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль. Соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней соответственно. Для России это не только получение выгоды от транзита грузов, доступ к месторождениям газа, нефти и других полезных ископаемых, но и решение социальных вопросов. В ходе «Дня Арктики» было отмечено, что привлечение инвестиций в Арктику будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению макроэкономических и социальных показателей региона.

Осенью 2020 года правительство объявило о планах поддержать шесть крупных проектов в регионе, общая сумма инвестиций в которые достигнет более 200 млрд руб. Они позволят создать 4,5 тыс. новых рабочих мест. Эти проекты будут предполагать создание инфраструктуры для добычи редких видов сырья, а также расширения рыбной ловли, сооружения необходимой морской и береговой инфраструктуры.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 23.06.25

0
683
Китай становится для арабов тихой гаванью

Китай становится для арабов тихой гаванью

Владимир Скосырев

Из стран Персидского залива деньги текут в КНР

0
2485
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
5053
Санду законодательно подчиняет себе правительство Молдавии...

Санду законодательно подчиняет себе правительство Молдавии...

Светлана Гамова

Экс-руководителю Грузии Зурабишвили грозят 15 суток ареста

0
3180

Другие новости