0
7701
Газета Экономика Печатная версия

07.10.2021 20:38:00

Региональные антиковидные ограничения могут уронить экономику

Всемирный банк нарисовал мрачную перспективу России

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, ограничения, экономика, ввп, прогноз, всемирный банк

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, ограничения, экономика, ввп, прогноз, всемирный банк Рост числа больных ковидом ударит по регионам. Фото Reuters

Чем выше цифры новой ковидной волны в России, тем активнее регионы вынуждены вводить ограничительные меры. Всемирный банк несколько улучшил прогноз роста ВВП РФ на 2021 год, однако понизил его на следующий. Иностранные эксперты заговорили о том, что российская экономика так и не вышла «из темного леса».

В России – резкий скачок числа новых случаев COVID-19. Суточный прирост новых заболевших коронавирусной инфекцией составил в четверг уже 27,5 тыс. случаев, это максимальное значение с начала года, следует из данных оперативного штаба. Накануне сообщалось о 25,1 тыс. заболевших. Рост заболеваемости коронавирусом начался со второй декады сентября. Всего за время пандемии в стране зарегистрировано почти 7,7 млн случаев коронавирусной инфекции, 213,5 тыс. умерли.

Новая волна отличается как раз высокой смертностью (ежедневно умирают в октябре уже свыше 900 чел.). Второе важное отличие от предыдущих волн – она идет на фоне вакцинации, которая никак не набирает нужных масштабов – вместо требуемых 60–70% вакцинированного населения, пока едва набирается половина от этого количества.

Власти избегают централизованных ограничений, как это было весной в прошлом году, полномочия переданы регионам. Накануне председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила уверенность, что федерального локдауна из-за коронавируса не будет, также она отметила, что никакой принудительной вакцинации от коронавируса нет и быть не может.

В этой ситуации регионы сами определяются с применяемыми мерами. Власти Липецкой области за две недели увеличили на 16,2% число коек для пациентов с ковидом и завершают подготовку еще одного инфекционного госпиталя. В Башкирии главные врачи семи больниц обратились в четверг к властям республики с просьбой ввести в регионе обязательную самоизоляцию для людей в возрасте 65+, объяснив инициативу «антипрививочными» настроениями в обществе и ростом смертности среди пожилых людей, заразившихся коронавирусом.

В Крыму, хотя там также обновляется максимальное суточное число новых случаев заражения, решили не бить по предпринимателям дополнительными ограничениями. «Принято решение: мы не будем закрывать бизнес или виды бизнеса», – написал глава республики Сергей Аксенов в своем Telegram-канале. В начале недели глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказывала, что массовые мероприятия остановлены из-за ковида по всей России. Попова заявила, что ограничения из-за коронавируса в регионах, как правило, адекватны ситуации, но остро стоит вопрос контроля за их соблюдением.

СМИ сообщают о сложной ситуации во Владимирской области, там занято 92,2% больничных коек. В Чувашии за неделю госпитализация детей выросла вдвое. В Челябинской области готовят ограничения на проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях с участием более 100 человек. Еще более серьезные ограничения в Карелии: там в помещениях могут собираться не более 50 человек. В Калининградской области работодатели должны перевести половину персонала на удаленку.

Проблемы с распространением ковида, низкие темпы вакцинации стали одним из поводов для международных экспертов отметить «темные» перспективы российской экономики. «Российская экономика еще не вышла из «темного леса». Макроэкономическая картина остается мрачной. На 30 сентября только 29,1% населения было полностью вакцинировано. Это намного меньше, чем в большинстве соседних стран», – отметил глава отдела макроэкономического анализа Saxo Bank Кристофер Дембик.

Макроэкономическая ситуация в России остается напряженной, есть риски стагфляции, говорится в прогнозе банка на четвертый квартал 2021 года. Стагфляция – это ситуация, когда экономический спад или стагнация сопровождаются ростом цен. По последним данным Минэкономразвития, за восемь месяцев экономика РФ выросла на 4,7%, а инфляция на конец сентября ускорилась почти до 7,3% в годовом выражении.

«Увеличение бюджетных расходов, направленных на поддержку беднейшей части населения, и инвестиции в инфраструктуру могут помочь переломить текущую ситуацию. Но это будет нелегко. Россия находится в опасной близости от некоторой формы стагфляции. Риск реален», – заявил Дембик. По оценкам Saxo Bank, внутренний спрос в России будет в меньшей степени способствовать восстановлению экономики. Эксперты также допускают, что потребление в стране пострадает от более высокой инфляции. В конце сентября индекс потребительских цен (ИПЦ) в России подскочил выше прогнозируемого ЦБ РФ диапазона – 5,7–6,2%, добавил эксперт. Он пояснил, что рост цен в России частично объясняется четырьмя факторами: возобновлением работы экономики, «узкими местами» в поставках и плохой логистикой, ростом цен на сырьевые товары и энергоресурсы, дополнительными социальными выплатами, принятыми правительством.

Всемирный банк улучшил свою оценку роста российской экономики в 2021 году до 4,3% с 3,2%, прогнозируемых им в мае, в том числе на фоне более активного восстановления внутреннего спроса. «Ожидается, что в 2021 году темпы роста в России увеличатся на 4,3%, поскольку экономика поддерживается более ранним восстановлением внутреннего спроса и повышением цен на энергоносители», – говорится в докладе банка. Улучшенный прогноз на текущий год, говорится в докладе, отражает также дополнительную, хотя и скромную, фискальную поддержку экономики РФ. Одновременно с этим банк понизил прогноз на 2022 год до 2,8% с 3,2%. Восстановление экономики замедлится по мере стабилизации спроса и снижения цен на промышленные товары. «Прогноз основан на постепенном ослаблении ограничений добычи нефти ОПЕК + и возвращении к фискальному правилу», – говорится в документе.

«В первую очередь обращает на себя внимание то, что сегодня темпы роста ВВП России остаются нулевыми, – сказала НГ доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль. – Даже несмотря на позитивный отклик со стороны экспертов Всемирного банка об улучшении прогноза, рост российского ВВП в 2021, 2022 и 2023 годах составит соответственно 4,3, 2,8 и 1,8%. Это очевидный факт стагнации российской экономики. Сегодня идет нарастание выявления новых случаев заражения, это свидетельствует о том, что пандемия продолжается. По различным оценкам, конец ограничительных мер может наступить лишь к 2023 году при опережающих темпах вакцинации. Слабые темпы вакцинации напрямую влияют на снижение потребительского спроса, который должен лежать в основе восстановительного роста и быть его катализатором. Между тем повышению потребительского спроса должно предшествовать увеличение номинальных доходов. В случае принятия новых ограничительных мер часть предприятий опять перейдет на удаленку, у многих упадут объемы продаж, сократится выручка и снизится прибыль. В связи с тем, что заработная плата в качестве номинального дохода заложена в себестоимости продукции, при отсутствии реализации это станет барьером в выплате заработной платы».

«По данным New York Times, в России вакцинировано 34% граждан, по этому показателю наша страна находится где-то между Венесуэлой и Албанией. Очевидно, что процент граждан, получивших хотя бы одну компоненту вакцины, недостаточен для прекращения пандемии. Более того, по мнению вирусологов, в ситуации неполной вакцинации вирус мутирует гораздо быстрее. Так что перспективы его дальнейшего распространения очень велики», – сказала НГ преподаватель университета «Синергия» Екатерина Федюкович.

Ограничительные меры ведут к спаду экономики и нарастанию панических настроений среди населения, отмечает эксперт. «По ограничениям есть две крайности: жестко критикуемая шведская модель и китайская. По последним исследованиям, ограничения, вводимые в Китае, крайне негативно сказались на его экономике. В частности, там упало потребление энергии, что является одним из критериев оценки экономического развития/состояния страны. Пока долгосрочные последствия жестких ограничений оценить сложно, но можно прогнозировать сокращение или отказ от глобальных цепочек поставок, в которых Китай играет главную роль», - говорит Федюкевич.

Конечно, не верно сравнивать Китай и российские регионы, но принцип действия ограничений тот же самый, считает эксперт. «Если будут введены жесткие ограничения, то о продолжении экономического восстановления можно будет забыть. На первое место выйдут социальные проблемы, финансовых средств на решение которых может не быть», - говорит она.

«Бизнес уже сформировал реакционную модель поведения на возникновение очередной сезонной волны, говорит доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. - Пандемия обострила все хронические болезни регионов. Дотационные субъекты ещё больше стали зависеть от федерального центра, а структурные ограничения не дают им развиваться. Новая волна приведёт к очередному витку увеличения денежной массы, росту бюджетных расходов и снижению реальных доходов населения. Уже сейчас понятно, что снижение общего объема межбюджетных трансфертов регионам на 8,4% по сравнению с 2021 годом приведёт к серьезному усилению региональных диспропорций. Необходимость принятия экономических мер, направленных на снижение социальной напряженности в регионах приведёт к усилению монетарной инфляции, которая хотя номинально и сгладит региональные диспропорции, но фактически лишь усугубит их».

Улучшение Всемирным банком оценки роста российской экономики с 3,2% до 4,3% в 2021 году - это прямое отражение экстремально-позитивной конъюнктуры на рынке энергоносителей, которая вряд ли сможет сохраниться в 2022 году, учитывая планы по ужесточению денежно-кредитной политики крупнейшими центральными банками в 2021-2022 годах, а также стагфляционными тенденциями в мировой экономике, из-за которых, рост цен на энергоносители, воспринимается как угроза для экономики, с которой нужно бороться, говорит старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

«Угроза четвертой или пятой волны коронавируса, оценивается как дополнительный риск к уже озвученным, но не основной. С одной стороны это позитивный момент, потому что мир научился продолжать экономическую жизнь, даже несмотря на локальные локдауны. Но с другой стороны, мы не понимаем каким может быть дополнительное воздействие коронавируса, если он будет накладываться на классический циклический спад», - сказал НГ эксперт.

Последние данные по экономике России говорят, что темпы экономического роста падают с мая 2021 года, с 10,9% до 3,7% в августе. Конечно, мы увидели некоторое сезонное оживление потребительской активности в августе-сентябре 2021 года, темпы роста розничных продаж после двух месяцев быстрого падения в июне и июле, выросли с 4,7% до 5,3%, а деловая активность в секторе услуг в сентябре вышла из зоны стагнации, увеличившись с 49,3 пункта до 50,5, но по всей видимости главным драйвером этого всплеска стали социальные выплаты на школьников, пенсионерам и сотрудникам силовых ведомств, считает Розман. Если же мы посмотрим на темпы роста реальных заработных плат, то последние данные за июль 2021 года говорили об их быстром сокращении, отмечает он.

«После локального всплеска потребительской активности в августе-сентябре 2021 года мы можем столкнуться с существенным откатом к более нормальным значениям в октябре-ноябре, что будет выглядеть как экономическое замедление. Если на это будет накладываться ухудшение эпидемиологической обстановки, а судя по быстрому росту заболеваемости, в октябре-ноябре в России будут обновлены антирекорды по COVID-19, то замедление потребительской активности может усилиться и в какой-то момент, в легкой форме, даже напомнить события 2020 года», - считает эксперт.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва ищет новые рынки на Востоке

Москва ищет новые рынки на Востоке

Виктория Панфилова

Узбекистан ждет согласия Казахстана на транзит российской электроэнергии

0
961
Украинский премьер не учел военные потери

Украинский премьер не учел военные потери

Наталья Приходко

В МВФ согласовали очередную порцию помощи для Киева

0
1119
Кишинев теряет порт на Дунае

Кишинев теряет порт на Дунае

Светлана Гамова

Румыния хочет с помощью молдавской гавани стать хабом в Черном море

0
1350
Константин Ремчуков.  Китай обещает Африке 51 миллиард долларов и повысить статус связей до «всепогодного сообщества единой судьбы»

Константин Ремчуков. Китай обещает Африке 51 миллиард долларов и повысить статус связей до «всепогодного сообщества единой судьбы»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 09.09.24

0
944

Другие новости