В автосалонах все меньше машин и посетителей. Фото агентства городских новостей "Москва"
Эксперты соревнуются в прогнозах по амплитуде падения рынка продаж новых автомобилей в России. Во время предыдущих кризисов 2009 и 2015 годов крахом рынка называли падение с 2,9 млн проданных авто до 1,5 млн. Теперь бывшая нижняя планка выглядит как достижимый только через много лет вожделенный горизонт, и эксперты «НГ» не исключают, что на фоне вставших заводов и неопределенности с параллельным импортом объем продаж сократится вдвое.
Около 70% автовладельцев в России хотели бы приобрести новый автомобиль до конца 2022 года, несмотря на общий рост цен и усилившийся дефицит авто, говорится в исследовании «Открытие авто» и компании «Росгосстрах», которое проводилось среди 1 тыс. совершеннолетних россиян в городах с населением более 100 тыс.
Чаще всего россияне хотели бы приобрести автомобили японских и корейских марок – Toyota (30%), Hyundai (29%), Kia (27%), Volkswagen (23%) и Nissan (20%). Отечественный бренд Lada видит в качестве своего будущего автомобиля каждый восьмой опрошенный (12% респондентов).
Россияне, впрочем, вполне осознают, что происходит на автомобильном рынке: по данным исследования, точно решились на покупку пока 18% респондентов, остальные хотели бы, но не уверены, а 31% покупку не планируют, говорится в исследовании.
А реальность такова, что большинство автозаводов, производивших иномарки в РФ, стоят, взяв паузу (на них приходилось 60% продаваемых в стране машин). По данным Минэкономразвития, в мае ускорилось снижение производства новых авто. Падение составило 66% в годовом измерении против 61,5% в апреле. Официально российский рынок покинули Renault и General Motors. Работают китайский Haval в Туле, выпускается часть моделей корейских Kia и Hyundai на «Автоторе», российские АвтоВАЗ и УАЗ переходят на выпуск упрощенных моделей, без таких наворотов, как подушки безопасности, системы антипробуксовки и т.п. Судьба параллельного импорта иномарок пока также непонятна.
На этом фоне чиновники, представители отрасли и эксперты предсказывают падение продаж в 2022 году от трети до половины по сравнению с 2021 годом. Согласно прогнозу компании «Технологии доверия» (ТеДо) (ранее PricewaterhouseCoopers в России), продажи легковых машин в РФ в этом году упадут на 28%. Это самый оптимистичный прогноз на рынке. При этом в компании не исключают, что при усилении санкций падение будет более чем на 50%.
А замглавы Минпромторга Альберт Каримов заявлял, что будет продано 750–800 тыс. новых легковых машин, в том числе 80 тыс. за счет господдержки. С учетом того, что в 2021 году продажи новых легковых авто выросли до 1,514 млн штук (на 1,8%), министерство ждет падения от 49,5 до 52%. При этом в 2021 году продажи российских автопроизводителей составили 315 тыс. штук, иномарок российского производства – 909 тыс., а импортных авто – 289 тыс.
В своих прогнозах эксперты «НГ» еще более пессимистичны. «При реализации 400–500 тыс. автомобилей продажи в России в среднем могут упасть на 70% по сравнению с предыдущим годом», – сказала директор по коммуникациям компании «Автодом» Анна Уткина. Однако, по ее словам, существует еще два варианта развития событий: «При объеме рынка 690 тыс. авто снижение составит 54%, а при продаже 600 тыс. автомобилей рынок сократится на 60% за текущий год. Все зависит от доступности автомобилей, которая сильно ограничена».
Пока развитие ситуации идет по негативному сценарию. По итогам шести месяцев в РФ было реализовано 370,2 тыс. автомобилей, это на 57% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. Причем падение разогналось с мартовских 63 до 82% в июне.
Эксперты агентства «Автостат» обнаружили, что авторынок упал во всех субъектах РФ, но в 38 регионах падение оказалось глубже общероссийского. Самым сильным оно было в Башкирии – на 64,3% за шесть месяцев. На крупнейших рынках продажи упали от 48,9 в Москве до 56% в Подмосковье. Меньше всех этот процесс затронул Камчатку – снижение «всего» на 18,4%. В июне 2022 года в стране продано 32,8 тыс. легковушек, что на 77% меньше прошлогоднего результата. В Татарстане, например, в июне продали 1 тыс. машин, почти на 80% меньше, чем годом ранее.
Золотые годы продаж пришлись на докрымский период. Рекордным за всю историю рынка стал 2012 год, было продано 2,9 млн новых авто. Это был второй результат в Европе после Германии. В 2013-м продажи просели на 5%, но держались на 2,7 млн. В 2014 рынок просел еще на 10,3% и, наконец, рухнул в 2015-м на 35,7%, было продано 1,6 млн штук новых машин.
Интересно, что примерно такой же сценарий был и во время еще более старого кризиса. В 2008 году продажи новых машин составляли 2,9 млн (все же на несколько десятков тысяч меньше, чем в рекордном 2012-м), а в 2009 году авторынок рухнул на 49%, было реализовано 1,46 млн автомобилей.
По прогнозу ТеДо, в 2023 году продажи машин составят 1,32 млн штук, что на 21% больше базового прогноза на 2022 год, но на 13% меньше показателя 2021 года. Докризисных значений рынку удастся достигнуть уже в 2024 году, полагают в компании: там ожидают, что будет продано 1,58 млн штук. Затем, до 2028 года, прогнозируют эксперты, рост продаж будет идти со среднегодовым темпом в 6%.
В России перестраивается автомобильный рынок, на что потребуется время, объясняет Уткина. «Поставщики европейских брендов выстраивают новые логистические цепочки, китайские автоконцерны расширяют свое присутствие на территории страны, отечественные компании совершенствуют производственные и бизнес-процессы, временно запустив выпуск упрощенных автомобилей», – говорит она.
«Создать свой автомобиль с локализацией в 40% российские инженеры и производственники смогут в течение 3–4 лет, достичь локализации 70%, по прогнозам, получится в 2030-х годах, – продолжает эксперт. – Тем временем нужно готовить специалистов, строить новые мощности, налаживать выпуск собственных комплектующих, в том числе наиболее важных узлов – коробок передач, моторов, подвесок, а также автомобильных микрочипов. Для этого в стране разрабатывается стратегия развития автопрома, учитывающая создание новых технологий и производств».
По словам Уткиной, планируется, что свыше 20 млрд руб. по программе господдержки спроса в 2022 году простимулируют производство в России около 80 тыс. автомобилей, однако под программу попадет только продукция АвтоВАЗа. «Снижения цен на автомобили не предвидится, поэтому объем продаж в 1,5 млн авто – на уровне 2018–2019 годов – не прогнозируется. Не исключено, что к 2025 году этот показатель приблизится к 1,3 млн автомобилей в год», – говорит она.
Сейчас цены на новые автомобили в России «замерли» после роста на 20–60% в начале года, сообщили в «Открытие Авто». За полгода Hyundai Solaris подорожал на 42%, Kia Rio – на 36%, LADA Vesta стала стоить почти 1,4 млн руб., добавив 24%. Символическое снижение цен произошло только в отношении «оптимизированных» версий отечественных авто. Кстати, с июля к семейству «упрощенных» моделей LADA присоединился УАЗ Patriot, цена которого без подушек безопасности и ABS, как ожидается, снизится на 20–25 тыс. руб.
В «Автостате» тоже не видят перспектив быстрого восстановления рынка, в том числе из-за ажиотажного спроса на автомобили в 2020–2021 годах. «Спрос был во многом удовлетворен, покупатели могут еще долго занимать выжидательную позицию», – пояснял исполнительный директор агентства Сергей Удалов.