0
7749
Газета Экономика Печатная версия

12.07.2022 20:58:00

Рынок новых автомобилей сожмется вдвое

Средства передвижения снова становятся роскошью

Тэги: промышленность, автомобили, продажа, прогнозы

On-Line версия

промышленность, автомобили, продажа, прогнозы В автосалонах все меньше машин и посетителей. Фото агентства городских новостей "Москва"

Эксперты соревнуются в прогнозах по амплитуде падения рынка продаж новых автомобилей в России. Во время предыдущих кризисов 2009 и 2015 годов крахом рынка называли падение с 2,9 млн проданных авто до 1,5 млн. Теперь бывшая нижняя планка выглядит как достижимый только через много лет вожделенный горизонт, и эксперты «НГ» не исключают, что на фоне вставших заводов и неопределенности с параллельным импортом объем продаж сократится вдвое.

Около 70% автовладельцев в России хотели бы приобрести новый автомобиль до конца 2022 года, несмотря на общий рост цен и усилившийся дефицит авто, говорится в исследовании «Открытие авто» и компании «Росгосстрах», которое проводилось среди 1 тыс. совершеннолетних россиян в городах с населением более 100 тыс.

Чаще всего россияне хотели бы приобрести автомобили японских и корейских марок – Toyota (30%), Hyundai (29%), Kia (27%), Volkswagen (23%) и Nissan (20%). Отечественный бренд Lada видит в качестве своего будущего автомобиля каждый восьмой опрошенный (12% респондентов).

Россияне, впрочем, вполне осознают, что происходит на автомобильном рынке: по данным исследования, точно решились на покупку пока 18% респондентов, остальные хотели бы, но не уверены, а 31% покупку не планируют, говорится в исследовании.

А реальность такова, что большинство автозаводов, производивших иномарки в РФ, стоят, взяв паузу (на них приходилось 60% продаваемых в стране машин). По данным Минэкономразвития, в мае ускорилось снижение производства новых авто. Падение составило 66% в годовом измерении против 61,5% в апреле. Официально российский рынок покинули Renault и General Motors. Работают китайский Haval в Туле, выпускается часть моделей корейских Kia и Hyundai на «Автоторе», российские АвтоВАЗ и УАЗ переходят на выпуск упрощенных моделей, без таких наворотов, как подушки безопасности, системы антипробуксовки и т.п. Судьба параллельного импорта иномарок пока также непонятна.

На этом фоне чиновники, представители отрасли и эксперты предсказывают падение продаж в 2022 году от трети до половины по сравнению с 2021 годом. Согласно прогнозу компании «Технологии доверия» (ТеДо) (ранее PricewaterhouseCoopers в России), продажи легковых машин в РФ в этом году упадут на 28%. Это самый оптимистичный прогноз на рынке. При этом в компании не исключают, что при усилении санкций падение будет более чем на 50%.

А замглавы Минпромторга Альберт Каримов заявлял, что будет продано 750–800 тыс. новых легковых машин, в том числе 80 тыс. за счет господдержки. С учетом того, что в 2021 году продажи новых легковых авто выросли до 1,514 млн штук (на 1,8%), министерство ждет падения от 49,5 до 52%. При этом в 2021 году продажи российских автопроизводителей составили 315 тыс. штук, иномарок российского производства – 909 тыс., а импортных авто – 289 тыс.

В своих прогнозах эксперты «НГ» еще более пессимистичны. «При реализации 400–500 тыс. автомобилей продажи в России в среднем могут упасть на 70% по сравнению с предыдущим годом», – сказала директор по коммуникациям компании «Автодом» Анна Уткина. Однако, по ее словам, существует еще два варианта развития событий: «При объеме рынка 690 тыс. авто снижение составит 54%, а при продаже 600 тыс. автомобилей рынок сократится на 60% за текущий год. Все зависит от доступности автомобилей, которая сильно ограничена».

Пока развитие ситуации идет по негативному сценарию. По итогам шести месяцев в РФ было реализовано 370,2 тыс. автомобилей, это на 57% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. Причем падение разогналось с мартовских 63 до 82% в июне.

Эксперты агентства «Автостат» обнаружили, что авторынок упал во всех субъектах РФ, но в 38 регионах падение оказалось глубже общероссийского. Самым сильным оно было в Башкирии – на 64,3% за шесть месяцев. На крупнейших рынках продажи упали от 48,9 в Москве до 56% в Подмосковье. Меньше всех этот процесс затронул Камчатку – снижение «всего» на 18,4%. В июне 2022 года в стране продано 32,8 тыс. легковушек, что на 77% меньше прошлогоднего результата. В Татарстане, например, в июне продали 1 тыс. машин, почти на 80% меньше, чем годом ранее.

Золотые годы продаж пришлись на докрымский период. Рекордным за всю историю рынка стал 2012 год, было продано 2,9 млн новых авто. Это был второй результат в Европе после Германии. В 2013-м продажи просели на 5%, но держались на 2,7 млн. В 2014 рынок просел еще на 10,3% и, наконец, рухнул в 2015-м на 35,7%, было продано 1,6 млн штук новых машин.

Интересно, что примерно такой же сценарий был и во время еще более старого кризиса. В 2008 году продажи новых машин составляли 2,9 млн (все же на несколько десятков тысяч меньше, чем в рекордном 2012-м), а в 2009 году авторынок рухнул на 49%, было реализовано 1,46 млн автомобилей.

По прогнозу ТеДо, в 2023 году продажи машин составят 1,32 млн штук, что на 21% больше базового прогноза на 2022 год, но на 13% меньше показателя 2021 года. Докризисных значений рынку удастся достигнуть уже в 2024 году, полагают в компании: там ожидают, что будет продано 1,58 млн штук. Затем, до 2028 года, прогнозируют эксперты, рост продаж будет идти со среднегодовым темпом в 6%.

В России перестраивается автомобильный рынок, на что потребуется время, объясняет Уткина. «Поставщики европейских брендов выстраивают новые логистические цепочки, китайские автоконцерны расширяют свое присутствие на территории страны, отечественные компании совершенствуют производственные и бизнес-процессы, временно запустив выпуск упрощенных автомобилей», – говорит она.

«Создать свой автомобиль с локализацией в 40% российские инженеры и производственники смогут в течение 3–4 лет, достичь локализации 70%, по прогнозам, получится в 2030-х годах, – продолжает эксперт. – Тем временем нужно готовить специалистов, строить новые мощности, налаживать выпуск собственных комплектующих, в том числе наиболее важных узлов – коробок передач, моторов, подвесок, а также автомобильных микрочипов. Для этого в стране разрабатывается стратегия развития автопрома, учитывающая создание новых технологий и производств».

По словам Уткиной, планируется, что свыше 20 млрд руб. по программе господдержки спроса в 2022 году простимулируют производство в России около 80 тыс. автомобилей, однако под программу попадет только продукция АвтоВАЗа. «Снижения цен на автомобили не предвидится, поэтому объем продаж в 1,5 млн авто – на уровне 2018–2019 годов – не прогнозируется. Не исключено, что к 2025 году этот показатель приблизится к 1,3 млн автомобилей в год», – говорит она. 

Сейчас цены на новые автомобили в России «замерли» после роста на 20–60% в начале года, сообщили в «Открытие Авто». За полгода Hyundai Solaris подорожал на 42%, Kia Rio – на 36%, LADA Vesta стала стоить почти 1,4 млн руб., добавив 24%. Символическое снижение цен произошло только в отношении «оптимизированных» версий отечественных авто. Кстати, с июля к семейству «упрощенных» моделей LADA присоединился УАЗ Patriot, цена которого без подушек безопасности и ABS, как ожидается, снизится на 20–25 тыс. руб.

В «Автостате» тоже не видят перспектив быстрого восстановления рынка, в том числе из-за ажиотажного спроса на автомобили в 2020–2021 годах. «Спрос был во многом удовлетворен, покупатели могут еще долго занимать выжидательную позицию», – пояснял исполнительный директор агентства Сергей Удалов.



Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
5744
Новости науки. Научную деятельность предприятия осуществляют в основном своими силами

Новости науки. Научную деятельность предприятия осуществляют в основном своими силами

0
2924
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
3432
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
11304

Другие новости