0
5338
Газета Экономика Печатная версия

09.10.2023 20:27:00

Россияне попали в ловушку мотивации

Больше половины работников безразличны к обещаниям роста зарплат

Тэги: рынок труда, ловушка мотивации, зарплата, стимул, производительность


рынок труда, ловушка мотивации, зарплата, стимул, производительность Материальные стимулы для увеличения трудовой нагрузки действуют далеко не на всех россиян. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru

В России зафиксирован необычный феномен – «ловушка мотивации» на рынке труда. Половина россиян сегодня не готова больше выкладываться на работе даже при повышении заработной платы. Среди объяснений такого поведения – «критический уровень нагрузок», а также несправедливость в оплате труда, о которой говорят почти две трети российских работников. Эта ловушка мотивации – одна из причин снижения производительности труда на 3,6% при номинальном росте зарплат почти на 12% в прошлом году.

По новым данным Росстата, производительность труда в России в 2022 году снизилась на 3,6%. Это максимальное падение с 2009 года, когда производительность снизилась на 4,1%. В правительственном прогнозе на 2024–2026 годы рост производительности назван ключевой задачей для ослабления дефицита на рынке труда.

Однако у ученых из Высшей школы экономики (ВШЭ) плохие новости: больше половины россиян не готовы работать больше или интенсивнее даже в случае увеличения зарплат. Социологи Владимир Карачаровский и Мария Гурулева проанализировали данные опроса 700 работающих россиян, проведенного в 2018 году (исследование оценивает картину равновесного состояния общества, без учета социальных потрясений). Респондентам задавали вопрос: «Могли бы или хотели бы Вы работать, затрачивая больше усилий, чем сейчас, при адекватном вознаграждении за Ваш труд и при работе, которую Вы считали бы интересной для себя?»

Полученные ответы авторы разделили на три группы: мог и хотел бы (48,7%), не хотел бы, так как есть другие приоритеты (31,8%), хотел бы, но не могу, и так работаю на пределе возможностей (19,5%). Из тех, кто готов работать больше, авторы выделяют промышленных рабочих, сотрудников госсектора и сферы услуг, работников села. Основной возраст в этой группе – 36 лет.

При этом 64% всех опрошенных считают, что получают меньше денег, чем заслуживают. Устранение несправедливости в зарплатах, по мнению авторов, может повысить производительность. Но для этого среднестатистической организации пришлось бы расширить фонд оплаты труда как минимум на треть: только тем 48,7% сотрудников, которые готовы увеличить нагрузку, пришлось бы поднять зарплату в среднем на 65%. При этом среди тех россиян, кто хочет получать в два раза больше, готовность работать интенсивнее выше лишь на 9–10 процентных пунктов. Подавляющая часть работников считает, что нынешнее вознаграждение не соответствует их усилиям и его повышение только восстановит справедливость, а не вдохновит на трудовые подвиги. «С нашей точки зрения, это принципиальный вывод, демонстрирующий ловушку мотивации на российском рынке труда», – резюмируют исследователи.

Получается, что простое повышение зарплаты не приведет к увеличению производительности, а если попытаться мотивировать лишь тех, кто действительно готов работать больше, это вызовет запрос на повышение зарплат и у остальных. Социологи видят выход в постепенном, но непрерывном увеличении вознаграждения, а также в формировании позитивной «картины будущего», в которой работник четко бы видел свой дальнейший материальный рост и личный вклад в общее дело. Сейчас, по данным Карачаровского и Гурулевой, лишь около трети российских работников связывают изменения зарплаты с личной активностью. Остальные надеются на инициативу «сверху», удачу или вовсе ожидают падения доходов в ближайшие пять лет. Похожие мысли прозвучали и в опросах Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС): примерно половина из 1,5 тысячи опрошенных сказали, что их зарплата останется неизменной независимо от того, будут они стараться больше или меньше (см. «НГ» от 17.07.23). «Человек работает с самоотдачей только тогда, когда видит результат. Чтобы было нагляднее – этот результат имеет смысл оцифровать. Человеку нужно показать в цифрах, что он сделал за какой-то период. Например, выступил на 5 конференциях, его слушали 50 человек, пригласили еще на 3 мероприятия, это принесло компании столько-то денег. Не просто сказать: «Молодец, хорошо работаешь», а показать в цифрах, какой именно вклад он вносит в компанию. Такой подход гораздо больше повышает мотивацию», – объясняет гендиректор студии разработки цифровых решений OASIS App Климент Кузьмин.

Важно учесть и тот факт, что россияне в среднем работают больше часов в неделю, чем жители США, Великобритании, Германии или Франции. «Если перевести эти оценки в стандартный 8-часовой рабочий день, то получится, что россияне работают на 1–3 месяца в году больше, чем в указанных странах», – комментируют эксперты ВШЭ. При этом производительность в России ниже в 1,6–2,4 раза. Ученые объясняют это низкой технической оснащенностью и управленческими недочетами. Отсюда и работа на пределе возможностей.

Негативную роль играет и MBA-культура с подогреваемой конкуренцией внутри команды, которая ранее активно насаждалась на крупных предприятиях, отмечает операционный директор «Команды Сикурс» Раиса Донская. «Крепко выработанная привычка враждебного отношения к своему сослуживцу очень сильна. Это видно во всем: и в коммуникации внутри компаний, и в том, как коллеги друг другу пишут письма не с просьбой что-то сделать, а с претензией и со скрытым подтекстом, что все вокруг ничего не делают. Такая атмосфера изматывает людей и уничтожает производительность», – отмечает эксперт.

По данным исследовательского центра SuperJob, россияне действительно оценивают КПД коллег ниже своего собственного: 72% против 81%. А две трети руководителей считают, что в их присутствии сотрудники работают эффективнее.

Вместе с тем предприятия не спешат урезать бюджет на мотивацию и внедряют новые экономические стимулы для своих работников. Например, дают сотрудникам возможность персонализировать стандартный соцпакет и софинансируют не только обучение, но и путешествия, транспорт, спорт, обустройство рабочего места дома. Интересно, что большинство работающих родителей хотят «поделиться» выгодой с семьей: по данным опроса, проведенного онлайн-школой Skyeng, 67% родителей готовы полностью или частично поменять свои бонусы на детские. Но пока оплату или скидку на обучение детей предоставляют только 3,7% работодателей, а оплату детского сада – 2,8%. 


Читайте также


Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
2670
Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
2417
Россиянам нужно стать еще производительнее

Россиянам нужно стать еще производительнее

Анастасия Башкатова

Для обеспечения стабильности страны экономический рост должен ускориться до 3–3,5% в год

0
2499
Каждый третий работник боится потерять место, если не обучится IT

Каждый третий работник боится потерять место, если не обучится IT

Анастасия Башкатова

Рынку труда в РФ предстоит пройти между двумя крайностями

0
2145

Другие новости