Сервисы оплаты через NFC, QR и даже по биометрии стали нормой для миллионов россиян. Фото Vecteezy
Так случилось на прошлой неделе, когда произошел массовый сбой, который привел к тому, что переводы и платежи по системе быстрых платежей (СБП) были недоступны в течение нескольких часов. По подсчетам аналитиков, без возможности оплатить свои покупки, услуги и даже обеды остались более 1 млн человек единовременно.
Проблемы начались в четверг 10 июля во второй половине дня, пользователи в телеграмм-каналах начали массово жаловаться на сбои при оплате. «В момент покупки оказалось, что система полностью лежит. Ни перевести, ни оплатить. Думали, что технический сбой – минут 10-15. В итоге они прождали час на жаре, без особого понимания со стороны продавца», – рассказал один из пользователей.
В пятницу и в выходные блогеры начали рассказывать, как пострадали от сбоев СБП: «Вчера девушка срочно ехала к маме в село с лекарствами – выскочила из дома без наличных и карты, понадеявшись на СБП. Доехала до автовокзала, а переводы не работают. Стоит посреди вокзала с трясущимися руками, не может даже билет купить, мама ждет, а она беспомощна как ребенок. Мы так привыкли, что все в телефоне, а оказывается – в один момент может рухнуть. Не расслабляемся!»
Одну девушку расстроенные планы с мужем довели до нервного срыва: «Подстава подстав, или как нам испортили отдых. Каждый раз перед командировкой мужа мы едем в проверенный отель, заселяемся, идем на обед в классный видовой ресторан, вечером – массаж. Мы приезжаем. В отличном настроении, в предвкушении…И тут – бац! СБП не работает! Мы не можем оплатить! Перевод не проходит, деньги зависли, нам говорят: «Без оплаты не можем заселить».
И это только малая часть примеров, которые показывают, что люди настолько привыкли к прогрессу, что оказались не готовы к подобному развитию событий. «Причем для некоторых данные сбои вызвали не только неудобства, но и привели к серьезным проблемам. Финансовому рынку необходимо срочно отладить бесперебойную работу инфраструктуры, а также обязательно иметь альтернативы для оплаты в таких случаях, и, конечно, речь не о наличных деньгах», – говорит экономист Татьяна Минибаева, уточняя, что это особенно важно на фоне планов по введению универсального QR-кода, единственным оператором которого будет выступать Национальная система платежных карт (НСПК).
Действительно, возможность введения универсального QR-кода для всех видов оплаты в России вызывает опасения у экспертов финансового рынка. «Сформированная экосистема сейчас переживает переход к единой модели, где система, подведомственная ЦБ, получает приоритет. Банки будут обязаны использовать только эту технологию. Пока еще рано говорить о монополии на платежные системы, но вопрос – что будет, если эта централизованная система снова даст сбой?» – продолжает Татьяна Минибаева.
Ее мысль подтверждает представитель крупного банка, пожелавший остаться анонимным, который отмечает, что введение единой системы с одним оператором выглядит как шаг назад, который может серьезно сказаться на всей банковской системе.