0
4926
Газета От редакции Интернет-версия

13.10.2016 00:01:00

О морально-политических основаниях невыдачи Сноудена

Тэги: эдвард сноуден, убежище, сша, экстрадиция, сергей кисляк, посол, политика, мораль


эдвард сноуден, убежище, сша, экстрадиция, сергей кисляк, посол, политика, мораль Фото Gettyimages

Посол РФ в США Сергей Кисляк, выступая в Университете Джонса Хопкинса, заявил, что у России «не было никаких правовых или моральных причин выдавать Эдварда Сноудена американским властям». Отсутствие правовых причин посол разъяснил, напомнив, что у России и США нет соглашения об экстрадиции. Что же касается морального аспекта невыдачи, то он требует отдельного разговора.

Когда в 2013 году Сноуден получил убежище в России, политики и журналисты в нашей стране говорили и писали, что на родине ему грозит смертная казнь за разглашение государственной тайны. На российском телевидении эту версию можно услышать и сегодня. Моральная сторона решения в такой ситуации не вызывает сомнения. Действительно, сложно принять решение о выдаче человека на смерть, тем более что сам он не убийца, не насильник, не военный преступник и не организатор этнических чисток.

Однако ни по одной из статей, по которым обвиняют Сноудена (а это шпионаж, распространение секретной информации и кража госсобственности), ему не грозит более 10 лет тюрьмы. Тем более что и потенциальный суд в самих США явно приобрел бы политическое измерение, за дело наверняка взялись бы лучшие адвокаты и т.д. Еще в 2013 году генпрокурор США Эрик Холден официально заверял Россию в том, что Сноудену не грозят ни казнь, ни пожизненное заключение. Допустим, российские власти не верят американским. Но в таком случае невыдача – акт не сугубо моральный, а по меньшей мере морально-политический.

Стоит ли при такой аргументации самой России удивляться, если ей станут отказывать в экстрадиции подозреваемых в совершении преступлений, мотивируя это не только правовыми (отсутствие все тех же соглашений), но и нравственными соображениями? Конечно, в России действует мораторий на смертную казнь, но ведь в обществе и политическом истеблишменте немало тех, кто желает ее возвращения. Западные страны могут сослаться на смерть Сергея Магнитского в СИЗО, заявив, что сама российская пенитенциарная система несет угрозу жизни и здоровью людей. Моральной может считаться также невыдача людей суду, который на Западе считают политизированным и ангажированным.

Нравственный аспект невыдачи Сноудена можно понимать и по-другому. Россия может заявить, что одобряет позицию и деятельность бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности. Сноуден мотивировал похищение и распространение секретных документов тем, что хочет изменить общество, рассказать ему о том, как им управляют, а конкретно – о том, что спецслужбы организуют слежку за гражданами. Россия, предоставляя такому человеку убежище, могла бы выступить в авангарде борьбы с государственной слежкой, вмешательством в личную жизнь граждан. 

Россия этого не делает и едва ли сделает. Поддержав Сноудена не только из гуманных, но и из идейных соображений, государство должно воплощать его идеалы и во внутренней жизни. Однако именно в России мы совсем недавно (и не раз) становились свидетелями скандалов с прослушкой лидеров оппозиции и видеокамерами в их частных квартирах. Именно в нашей стране так называемый пакет Озерова–Яровой облегчает и еще не раз облегчит спецслужбам доступ к интернет-жизни граждан. Защищая Сноудена, Россия живет вовсе не по Сноудену.

Стоит ли говорить о том, как российская власть, в которую плотно интегрированы бывшие сотрудники спецслужб, отнеслась бы к деятельности, скажем, сотрудника ФСБ, который передал бы британскому журналисту секретную информацию? Этот человек получил бы клеймо предателя, а любые ссылки предоставляющих ему убежище стран на мораль воспринимались бы как прикрытие для политической ангажированности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московская формула благотворительности

Московская формула благотворительности

Андрей Гусейнов

Жители столицы могут легко внести вклад в помощь нуждающимся, а фонды – получить разнообразную поддержку городских властей

0
651
Референдум коммунистов завершился скромными результатами

Референдум коммунистов завершился скромными результатами

Дарья Гармоненко

Сбор подписей должен был помочь КПРФ расширить рамки предвыборной кампании

0
1125
«Народные судьи» точнее оценят силу самообороны

«Народные судьи» точнее оценят силу самообороны

Екатерина Трифонова

Рассмотрение присяжными дел об убийствах в целях защиты повысит число оправданий

0
1051
Биржевая цена золота превысила 3700 долларов

Биржевая цена золота превысила 3700 долларов

Михаил Сергеев

Ослабление доверия к американской валюте поднимает стоимость защитных активов

0
1085

Другие новости