Фото агентства городских новостей "Москва"
В Государственную думу РФ внесен пакет документов, согласно которому совершение богослужений и религиозных мероприятий в нежилых помещениях жилых домов и в пристройках к ним будет запрещено. Попытки внедрить такую норму предпринимались и раньше. В октябре 2024 года фракция партии «Новые люди» подготовила свой проект, но он был отправлен на доработку. На этот раз под документом подписались лидеры всех фракций, кроме «Единой России». Но от партии власти есть подпись вице-спикера парламента Петра Толстого.
И нынешний, и предыдущий варианты законопроекта обращены прежде всего против молельных комнат, где могут собираться и проповедовать радикалы и экстремисты, а также трудовые мигранты, находящиеся в стране нелегально. Кроме того, в пояснительной записке к нынешней версии документа говорится, что «совершение в жилых помещениях религиозных мероприятий, которые в отдельных случаях носят массовый характер», нарушают «законные интересы и права граждан, проживающих по соседству».
Действительно, многолюдные собрания в цокольных этажах жилых домов могут сильно мешать проживающим в этих зданиях гражданам. Места парковки автомобилей занимают прихожане, большие группы людей толпятся у подъездов, шумно разговаривают. Понятен и страх соседей перед возможными правонарушениями во время таких собраний, хотя предполагается, что подобные группы зарегистрированы как религиозные организации и со стороны государства за ними должен осуществляться надзор. Однако депутаты полагают, что множество мелких общин делают трудным эффективный контроль компетентных органов. Проще все скопом закрыть.
Но куда в таком случае пойдут верующие? Если говорить не о доминирующем в стране православии, то крупные религиозные здания не способны вместить всех желающих. Мусульмане не просто годы, а десятилетия жалуются на отсутствие разрешений строить новые мечети в российских городах. Но большая мечеть – это и минареты, и муэдзин, своими призывами к молитве мешающий жителям окружающих домов.
Если предположить, что в окрестностях мечети будут селиться преимущественно мусульмане, то это создаст предпосылки для возникновения в мегаполисах религиозных и этнических анклавов, что само по себе – серьезный социальный и политический вызов.
Однако законопроект затрагивает интересы и других религиозных общин, в том числе христианских. Для протестантов, особенно харизматического направления, не столь важны особые культовые здания. Кроме больших конгресс-залов пятидесятники, баптисты и адвентисты седьмого дня используют камерные помещения. Во-первых, протестантизм децентрализован, и автономные общины могут быть малочисленными. Для них подходит какая-нибудь маленькая пристройка. Во-вторых, считается, что местная ячейка создает особую атмосферу сплоченности, которой трудно добиться в больших залах, куда приезжают верующие из разных мест.
В некоторых религиях необходимо иметь местом встречи помещения в шаговой доступности. Скажем, иудеи не могут в субботу и в праздничные дни перемещаться на транспорте. При этом, если каждый будет отмечать субботу и праздники у себя дома, его религиозные потребности не будут удовлетворены, потому что в эти дни важна общественная молитва, предполагающая кворум в 10 взрослых мужчин.
Наконец, и у верующих РПЦ бывают ситуации, когда необходимы ритуалы на дому. Например, особые обряды, которые называются требами. Они подразумевают обязательное участие священнослужителя. А клирик – тоже человек пришлый, в квартире не прописанный.
В пояснительной записке авторы законопроекта заявили, что конституционные права граждан не будут нарушены в случае принятия новой нормы. Однако дискуссия, развернувшаяся вокруг законопроекта, показала, что в этом есть сомнения.

