0
7350
Газета Образование Интернет-версия

21.01.2014 00:01:00

Урок математики PISA

Тэги: образование, качество знаний


образование, качество знаний Учащиеся техникумов продемонстрировали в исследовании PISA самые слабые знания. Фото Алексея Мальгавко/PhotoXPress.ru

На семинаре в Высшей школе экономики (НИУ), ректор которой, кстати, теперь будет назначаться правительством РФ, обсудили результаты международного исследования качества знаний школьников PISA-2013 (Programme for International Student Assessment). Вывод этого международного исследования, возможно, заставит о многом задуматься тех, кто привык рассуждать об отсталости советского образования.

А звучит этот вывод так – чем больше школьники получат знаний, основанных на фундаментальности, тем быстрее они перейдут к решению практических задач. Так говорят международные ученые. Вывод исследователей из ВШЭ – способность решать практические задачи упрощается, когда в основе лежат прочные фундаментальные знания. Напомним сразу, что в этом году в центре внимания была математика. И традиционно исследования PISA касаются школьников старшей ступени.

Трудный возраст плюс постоянные реформы средней школы не сказываются на образовании наших школьников исключительно отрицательным образом. В том смысле, что пусть и незначительно, но с 2000 года после уж очень неудачного дебюта (третье место с конца) страна постепенно идет к улучшению своих результатов.

О PISA наслышаны все, тем не менее напомним, что эта международная программа по сравнительной оценке достижений школьников из разных стран мира проводится с целью понять, как школьники могут применять получаемые ими знания на практике. Проверяют математическую грамотность, грамотность чтения и естественно-научную. Проверка нынешнего года заключалась еще и в том, чтобы определить тенденции развития математического образования. С нашей стороны в интеллектуальном соревновании приняли участие около 5 тыс. человек из 227 школ 42 регионов РФ.

Таким образом, напомним, что выводы PISA – для некоторых стран в полном смысле руководство к действию. В прошлом году основные выводы наших и зарубежных исследователей сводились к тому, что существенный фактор высокого качества школьных знаний – это участие родителей в школьных делах ребенка. Причем как на уровне поиска школы, найма репетиторов, так и прямая помощь во время обучения. Родительский фактор плюс социально-экономический статус семьи играют весьма существенную роль в процессе получения качественных знаний. Сегодня, кстати, выясняется, что в Германии учли эти выводы, и школа там более ориентирована на учеников низкооплачиваемой категории населения. Тогда как в Венгрии, например, наоборот. Там больший интерес власть испытывает к школам привилегированным.

Двумя годами ранее, когда подводили итоги достижений школьников в естественно-научных знаниях, очень ругали отечественные учебники: нарушается логика преподавания предметов естественно-научного цикла, вдобавок не учитывается интерес школьника и т.д. В этом году исследовали математику, и здесь, естественно, роль родительского фактора несколько снижается. Зато возрастает роль школы. Есть здесь выводы, которые тоже должны бы насторожить наших реформаторов. Исследования показывают, что наилучшие результаты демонстрировали учащиеся десятых классов, потом девятых и в хвосте – учащиеся колледжей и техникумов. Это, кстати, пока работает в минус сегодняшнему выбранному курсу на возрождение системы среднего профтехобразования.

Одним словом, те, кто сегодня пытается перелицевать школьную программу по математике, «адаптировав» ее по «запросам времени», сделать ее «базовой» для всех и углубленной для продвинутых, возможно, ошибаются. Так же как и ошибаются в том, что в наших учебниках мало «правды жизни», и поэтому их надо тоже придвинуть все к тем же «запросам времени». Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая буквально недавно заметила, что она не знает учебника по русскому языку лучше учебника 1934 года издания. Вряд ли что-то настолько изменилось и в учебниках по математике. Возможно, бурную жажду деятельности чиновников остановит тот факт, что китайцы активно переводят на свой язык русские учебники. А ведь именно китайские школьники сегодня лидируют в ведущих международных соревнованиях школьников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
1170
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
799
Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Между выборами и интернетом поставят "противопожарную стену"

Иван Родин

Памфилова анонсировала запретительное регулирование цифровой и гибридной агитации

0
959
ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

ЛДПР не догнала КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

Социологические рейтинги партий пока не совпадают с данными медиамониторинга

0
725

Другие новости