0
5309
Газета Образование Печатная версия

18.05.2022 18:39:00

Сетевой репетитор теперь в цене

Молодым преподавателям традиционная школа в принципе и не нужна

Тэги: исследвоание, школа, учителя, возрастной состав, нагрузка, сетевой репетитор


исследвоание, школа, учителя, возрастной состав, нагрузка, сетевой репетитор Те специалисты, кто занимается только частным репетиторством, в среднем тратят в неделю 22 часа на уроки и 10 часов на подготовку. Фото Unsplash

Половина учителей государственных и частных школ – это люди 45+, в то время как на онлайн-платформах преподавателей моложе 35 лет более 60%. Таковы результаты исследования, проведенного специалистами Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

По данным Федеральной службы налогов за 2021 год, в государственных муниципальных школах работает 28% учителей в возрасте от 50 до 60 лет, а также 14% учителей от 60 лет и старше; в частных школах – 25% и 12% соответственно. Молодые преподаватели от 25 до 29 лет в государственных муниципальных школах составляют около 7,5%, в частных – 9,5%. Начинающие специалисты в возрасте до 25 лет составляют 6,4% в государственных муниципальных школах и 5,4% в частных. Чем примечательна эта статистика, рассмотрим на примере типичных семей, вкладывающихся в развитие своего ребенка.

Роман К. учится в шестом классе в одной из столичных школ. Учебное заведение относится к категории школ с углубленным изучением английского языка. Непонятно, что происходит на уроках, но, придя домой, ребенок садится к компьютеру, вызывает в зуме репетитора и начинает с ним проходить тему основных уроков. Когда у семьи денег недостаточно, чтобы оплатить такой формат, занятия с репетиторами проходят непосредственно перед контрольными работами. Так, математику для 6-го класса с нынешними учебниками среднестатистический родитель сам не осилит, поэтому репетитор – это спасение.

Репетитор по математике у Романа – молодой парень, сам еще студент, учится в МГУ имени М.В. Ломоносова. Объясняет материал очень понятно. Одно занятие стоит 650 руб. Иногда 500.

Репетитор по русскому каждый раз проявляет чудеса творчества. То стишки, как запомнить правильно правописание слов, с ребенком выучит, то тест на проверку ему устроит. То правила на свой манер объяснит, но все ребенку понятно.

Всего репетиторов у Романа пять. Недавно, по собственной инициативе, он начал изучать корейский и испанский языки. Выпросил денег у родителей на учителей. Самостоятельно нашел их в Сети. Репетиторы говорят только на своем родном и на английском. Рассказывают ребенку о своей стране и показывают интерьеры и среду. Уроки языка проходят в свободном общении. На удивление, зарубежные репетиторы обходятся тоже относительно недорого.

Любопытно, что когда Роман сменил учителя по литературе, то тот вопросов лишних даже не стал задавать. Не нуждается Роман в его услугах – и не нужно. Другое дело кореянка. Девушка настойчиво звонила своему ученику каждый день и требовала объяснить, почему она не подошла ему. В конце концов они договорились продолжать уроки. И учительница сделала их более насыщенными.

Когда деньги у родителей на репетиторов заканчиваются вовсе, Роман переходит на блогеров-учителей. Их тоже в Интернете много.

У молодых учителей, заявляет Роман, ему интересно учиться, потому что они говорят на одном с ним языке, у них одна культурная среда, общие интересы и т.д. И перед молодыми преподавателями, со слов Романа, стыдно чего-то не знать.

В школу Рома, естественно, ходить не хочет. Говорит, жаль времени, которое он там теряет. Учительница математики у Романа женщина предпенсионного возраста. Внешне она выглядит строго. И ведет себя соответственно. Еще она бывает очень часто раздражена. И работает, по сути, в классе только с двумя-тремя учениками. Остальных, которые смотрят на нее тупым и «нежным взором», она с трудом переносит. Это «болото» ей изрядно надоело. Нет, она ни на кого не жалуется. И в принципе она своим местом дорожит. Отвела урок – и быстро уходит отдыхать. Устала. Но о выходе на пенсию даже не думает. Пенсия все равно не будет такой, как учительская зарплата. И кажется, в этой ситуации нет выхода…

Но при этом, как и десятилетия назад, сейчас большинство учителей в России – женщины. По данным ФСН за 2021 год, в государственных и муниципальных школах процент учителей женского пола составляет 88%, в частных школах – 86%. Примерно такая же статистика наблюдается и среди преподавательского состава онлайн-платформ: 74% женщин среди преподавателей групповых онлайн-занятий и 82% – индивидуальных.

Зеркальная статистика – среди педсостава онлайн-платформ: начинающие специалисты до 25 лет и молодые преподаватели от 25 до 29 лет составляют больше половины от всех преподавателей онлайн-сервисов (25,8% и 26,2% соответственно). В то время как возрастные преподаватели (от 50 до 60 лет) – лишь около 9%, а преподавателей старше 60 лет всего 1%.

70% преподавателей старше 60 лет работают менее 20 часов в неделю. Полторы ставки (27 часов) они имеют вдвое реже, чем более молодые, так как при наличии у преподавателя пенсии (с 55 лет) школы стараются перераспределять ограниченный ресурс аудиторных часов в пользу молодых специалистов, особенно в регионах. Однако учителям-пенсионерам недостаточно школьной ставки, поэтому подрабатывающих специалистов, в основном частным репетиторством, в этом сегменте много – 73%. Во время пандемии вынужденно выросло количество специалистов старше 60 лет и в смешанном формате преподавания: у них остались небольшие аудиторные часы, а все остальное перевели в дистант – проверки, консультации и т.д.

Нагрузка преподавателей, работающих в школе по основному месту, в среднем составляет 27 часов и 12 часов – внеурочная нагрузка. Если школьный преподаватель подрабатывает частным репетитором, то это добавляет ему в среднем 8 часов нагрузки в неделю, на онлайн-платформе – 14 часов. Такая же загруженность у преподавателей, работающих только на онлайн-платформах без подработки, – 27 часов аудиторной и 9 часов внеурочной нагрузки. Те, кто преподает на онлайн-платформах и подрабатывает частным репетитором, имеют в среднем 24 часа аудиторной, 11 часов внеаудиторной нагрузки и 7 часов – подработки. Те же специалисты, кто занимается только частным репетиторством, в среднем тратят 22 часа на уроки и 10 часов на подготовку к ним.

Недавно одна репетиторская фирма (онлайн-школа), в которой, если верить ее данным, обучились уже порядка 53 тыс. человек, обратилась с письмом к руководству страны, чтобы ученикам старших классов позволили свободное посещение тех предметов, по которым не нужно сдавать ЕГЭ. Дело в том, что, согласно проведенному опросу учеников, – чем те занимаются на уроках, которые не пригодятся для сдачи ЕГЭ, – только 18% ответили, что полноценно занимаются на этих уроках. Остальные присутствуют, но не обучаются… 


Читайте также


"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1772
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5864
Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Неудачный эксперимент по созданию школ для девочек и мальчиков

Наталья Савицкая

Зачем вводили, а затем отменили раздельное обучение в СССР

0
6098
Бастрыкин усилил риторику турбопатриотов...

Бастрыкин усилил риторику турбопатриотов...

Иван Родин

Путин указал на особенности кораблестроения

0
3651

Другие новости