0
5772
Газета Образование Печатная версия

25.05.2022 17:11:00

Болонскому процессу дадут правовую оценку

Подписанная более 20 лет назад декларация представляет интересы стран, а не университетов

Тэги: высшее образование, болонский процесс, отмена, правоприменение, рао, образовательная услуга


высшее образование, болонский процесс, отмена, правоприменение, рао, образовательная услуга Ольга Васильева не устает подчеркивать, что Болонская система вовсе не система, а процесс. Фото с сайта www.rusacademedu.ru

Вчера вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что России необходимо выйти из Болонского процесса. По ее мнению, главная проблема Болонской системы – «отсутствие равного и непрерывного, а значит, качественного образования». 

Отмена в России Болонской системы, которая подразумевает двухуровневое высшее образование - бакалавр/магистр, активно начала обсуждаться с 2019 года. И вот, кажется, это решение на высшем уровне созрело окончательно. Накануне министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено отказаться от Болонской системы и разработать свою собственную систему высшего образования. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», – приводят слова министра СМИ.

Еще немного ранее в выступлении на научной конференции «Образовательное законодательство и проблемы правоприменения: тренды и перспективы» президента Российской академии образования (РАО) Ольги Васильевой впервые прозвучало предложение – «дать правовую оценку участия РФ в Болонском процессе». Мало того, она пообещала, что тема станет предметом изучения исследователей Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения, базирующегося в РАО.

«Как историк не могу не вспомнить, что в 1990-х годах в Европе на первый план вышли вопросы превращения образования из гражданского права в услугу, – отметила Ольга Васильева. – Первыми это заметили европейские студенты, которые столкнулись с тем, что после вхождения в Болонский процесс получение полного высшего образования – то, что у нас получило название «магистратура», – стало сопряжено с большими финансовыми затратами. Высшее образование в европейских странах стало элитарным, хотя раньше для большинства студентов оно было доступным.

Прошли десятки лет, но вопросов и сегодня остается очень много. Я убеждена: необходимо начать давать правовую оценку участия российских вузов в Болонском процессе, реализовывать механизмы увеличения доли специалитета в структуре программ отечественного высшего образования».

Вывод, к которому приходит президент РАО, весьма жесткий: «Мы должны подумать о том, что делать с теми, кто уже получил дипломы: они не должны быть никак ущемлены. Справедливости ради стоит сказать, что по некоторым направлениям подготовки система «бакалавриат-магистратура» вполне возможна. Но разве можем мы сказать то же самое, например, об инженерах, юристах, врачах? Кроме того, мы всегда эффективно использовали свою «мягкую силу» – экспорт образования. Поэтому в таких вузах, как РУДН, возможно, целесообразно сохранить деление на бакалавриат и магистратуру».

Под правовой оценкой президент РАО подразумевает, судя по выступлению, прежде всего осмысление проблемы праворегулирования в образовании. Вообще область образовательного права довольно молодая, но вопросы, относящиеся к его компетенции, поднимаются с завидной регулярностью, и еще много дискуссий впереди. Но прежде всего надо отметить, что «Болонская система» вовсе не система, а «процесс».

Во время празднования 900-летия Болонского университета собрались его гости – ректоры университетов из разных стран – и подписали документ: Великая хартия университетов. Она, с одной стороны, закрепляла автономию университетов и тот тезис, что учебный процесс неотделим от исследовательской деятельности, а эволюционный подход к постоянному обновлению знаний просто необходим. С другой стороны – отвергая нетерпимость, Хартия напоминала, что университет является хранителем традиций и нацелен на сохранение и укрепление национальных систем образования. В общем, все начиналось с благих целей и с Великой хартии университетов.

Но прошло 10 лет, и в процесс стала вмешиваться экономика. Празднуя 800-летие Парижского университета, собравшиеся подписывают уже новый договор – Сорбоннскую декларацию. Но только теперь уже все чаще говорят о неких межправительственных соглашениях между государствами, которые тесно связывают образование и экономики стран.

Еще через год, в 1999-м, подписывается Болонская декларация. Активно работает Ассоциация университетов Европы, ставящая своей целью сближение университетов, унификацию образовательных программ и другие меры обеспечения мобильности студентов и преподавателей. Появляется наблюдательная группа, и все чаще Болонский процесс представляет интересы стран, а не университетов.

И начиная с 2000 года на отчетных конференциях звучат уже результаты внедрения изменений. Нет больше места уникальности университетских программ, взят курс на унификацию. Начинают превалировать две идеи: идея гибкости высшего образования и идея конкурентоспособности его.

В итоге основными задачами Болонского процесса становятся: расширение доступа к высшему образованию (по мнению Ольги Васильевой, без особого разъяснения – а что это такое); дальнейшее повышение качества европейского образования; расширение мобильности студентов и преподавателей и трудоустройство выпускников за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

И сразу после этого, как и следовало ожидать, происходит переформатирование образования в «образовательную услугу», которая продается.

Первыми бремя «образовательной услуги» ощутили на себе европейские студенты. Магистратура стала для них часто непосильной в материальном плане. При этом в европейском понимании бакалавриат – это неоконченное высшее образование. Формальное и фактическое присвоение высшему образованию статуса образовательной услуги превратило его из «высшего блага» в «высшее недоступное». На тот момент преобладала англо-саксонская система, и внедрение модели «образовательной услуги» было выгодно прежде всего тем странам, которые уже наладили экспорт образования, – США и Австралии. Так что сливки собрали именно они.

Главный дискуссионный вопрос сегодня в России – почему так случилось, что мы оказались втянутыми в эту болонскую историю? Как случилось, что на Западе бакалавриат – неоконченное высшее образование, а у нас – высшее? Так ли нам необходимо, чтобы мы оставались в процессе, который стал управляемым одним «центром»? К чему ведет такая централизация высшего образования? И ведет ли она, собственно, к гармонизации?

Вот, собственно, на эти вопросы и попытались ответить эксперты РАО. Кто виноват – вроде выяснили. Теперь замаячил второй главный русский вопрос: «Что делать?»


Читайте также


Шлейф коммерческой сделки с вузом

Шлейф коммерческой сделки с вузом

Елена Герасимова

Почему даже те абитуриенты, кто может оплатить свое обучение, предпочитают поступать на бюджетные места

0
2585
Госпитальная педагогика учит жить

Госпитальная педагогика учит жить

Наталья Савицкая

Академическая реабилитация тяжелобольных детей иногда творит чудеса

0
2515
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
2329
Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
7901

Другие новости