0
5503
Газета Образование Печатная версия

31.08.2022 18:58:00

Что мешает развитию памяти у детей

Психологи все чаще отмечают тревожность и депрессии у подростков

Тэги: уроки, смартфоны, школьники, критическое мышление, практические навыки, память, депрессия, психология


уроки, смартфоны, школьники, критическое мышление, практические навыки, память, депрессия, психология Идея запретить использование смартфонов на уроках в школах теперь оформлена приказом Министерства просвещения РФ. Фото РИА Новости

Школа лучше всего развивает у детей память, а хуже всего – критическое мышление и практические навыки. Это данные опросов родителей московских школьников, которые провел портал SuperJob. Основной причиной такого положения дел чаще всего признается тотальное, неконтролируемое использование школьниками в учебном процессе мобильных устройств – смартфонов и планшетов. Ситуация, видимо, действительно стала настолько угрожающей, что с начала нового учебного года в российских школах введен запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Об этом в среду, 31 августа, заявили в Минпросе РФ.

Респондентов портала SuperJob просили оценить по пятибалльной шкале, насколько современное российское школьное образование развивает у детей память, внимание, воображение, практические умения и критическое мышление. Выше всего и москвичи, и петербуржцы оценили усилия школы по развитию памяти (на 3,3/3,4 балла в начальной школе и на 3 балла в старших классах). Хуже всего, по мнению опрошенных, дела обстоят с развитием практических умений, особенно в старших классах, – 2,6 балла.

Если школа и старается развивать память детей, то сами родители порой развитию этого когнитивного навыка вообще не уделяют внимания. И причина – в родительской занятости и излишней доверчивости гаджетам. Не случайно помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, выступая на московском педсовете, предложил провести эксперимент по запрету использования смартфонов в школах. По словам Мединского, проблема заключается в отвлечении детей и подростков от учебного процесса, когда урок становится «неприятным отрывом от очень интересной игры» в смартфоне. «Давайте вот эти смартфоны на уроках уберем – в шкафчики какие-нибудь. Зашел ученик в школу, в «локере» оставил смартфон, родители спокойны», – приводит слова Мединского Интерфакс.

Министерство просвещения РФ отреагировало оперативно. С начала нового учебного года в российских школах введен запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Об этом в среду, 31 августа, заявили в Минпросе РФ.

«Люди сегодня все чаще полагаются не на собственную память, а на компьютерную. Зачем утруждать себя запоминанием, если информация в любое время находится у тебя под рукой! И если нет мотивации запоминания, то нет и самого запоминания», – отметила в беседе с «НГ» доктор биологических наук, физиолог Марьяна Безруких. Эта ситуация самым негативным образом сказывается на подрастающем поколении.

Еще на заре нынешнего массового компьютерного психоза, в 2009 году, ученые из Стэнфорда установили, что все, кто привык работать в многозадачном режиме (одновременно говорить по телефону, смотреть сериал, общаться в чате, читать новости), не смогли пройти простой тест на умение сосредоточиться на решении одной-единственной, но реальной задачи.

Психологи обращают внимание, что могут возникнуть и эмоциональные проблемы, которые в будущем способны спровоцировать хроническую тревожность и депрессию.

В Южной Корее, например, где население начало массово использовать персональные гаджеты намного раньше, чем у нас, ученые и врачи-психологи отмечают у молодежи тревожные симптомы: проблемы с памятью, низкий уровень самоконтроля, расстройство внимания, угнетенность или, наоборот, всплески немотивированной агрессии.

Сегодня в мире стремительно растет вовлеченность детей в использование цифровых устройств. В России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3–6 лет, а более половины маленьких граждан до 12 лет имеют возможность использовать гаджет родителей и смотреть телевизор. 88% малышей используют планшет для игр, 34% – для просмотра мультфильмов и фотографий, 10% пользуются образовательными программами.

Но чрезмерное увлечение гаджетами может плохо сказаться на умственных способностях. Появившиеся в последние годы научные исследования выявили напрямую связь между количеством времени, проведенным с компьютерами, планшетами и смартфонами, и изменениями в мозге. И самая уязвимая категория из детей в этом плане – подростки.

Согласно данным проекта ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), инициированного Национальными институтами здравоохранения США, чрезмерное увлечение гаджетами приводит к преждевременному истончению префронтальной коры головного мозга, связанной с вниманием, когнитивной деятельностью и моторикой. В ходе исследования ученые, работавшие над проектом, проанализировали снимки мозга 4500 тыс. детей 9–10 лет, их успеваемость и количество времени, которое они проводят в интернете или за видеоиграми. У тех, кто сидел перед монитором компьютера, с планшетом или смартфоном не менее семи часов в день, размеры префронтальной коры оказались меньше ожидаемой. Кроме того, у них были хуже результаты в тестах на сообразительность и развитие речи.

Конечно, эти данные еще будут проверять на большой выборке, но первые звоночки уже прозвучали.

Что касается неразвитого критического мышления, то в Минпросвещения РФ объявили развитие его чуть ли не самой главной задачей нового учебного года. «Нет никакого офлайн- и онлайн-пространств – это уже давно для молодых людей единое поле, в котором нам надо работать. Здесь очень важно развивать критическое мышление школьников с самого раннего возраста», – считает первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. 


Читайте также


Россияне взяли курс на дополнительное обучение

Россияне взяли курс на дополнительное обучение

Анастасия Башкатова

Опытные работники решили добиваться карьерных успехов психологическими методами

0
370
Новая роль сектора Газа

Новая роль сектора Газа

Виталий Наумкин

Василий Кузнецов

Что позволяет Ближнему Востоку сохранять полунепроницаемость от внешних воздействий

0
1380
Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Родители согласны на добровольный педагогический всеобуч

Наталья Савицкая

Большинству семей не хватает психологической эрудиции для качественного воспитания детей

0
3039
Мифы о зуммерах очень похожи на правду

Мифы о зуммерах очень похожи на правду

Елена Герасимова

Почти 70% представителей поколения Z признались, что не справляются с школьными заданиями

0
5486

Другие новости