0
6323
Газета Образование Интернет-версия

19.07.2023 16:07:00

Цель оправдывает. Почему молодежь все чаще выбирает профессиональное образование

Тэги: ростех, образование, обучение, профессия, занятость, карьера, промышленность, производство


ростех, образование, обучение, профессия, занятость, карьера, промышленность, производство Фото пресс-службы "Ростеха"

Спрос на рабочие специальности растет небывалыми темпами. В России взят курс на масштабное импортозамещение, вырос в разы объем гособоронзаказа. Всего за несколько лет предстоит сделать качественный рывок вперед в таких сферах, как авиация стране, IT и радиоэлектроника, медицина, машиностроение. Для решения этой задачи Госкорпорация Ростех, объединяющая более 800 предприятий в 60 регионах, разработала и реализует модель дуального обучения – комплексную систему подготовки рабочих кадров для стратегически важных отраслей промышленности. Как это работает, рассказываем в нашем материале.

Я бы в токари пошел

«Плохо будешь учиться в школе – пойдешь в ПТУ», – родители из 1990–2000 годов не знали, насколько сильно они ошибутся в попытке образумить своих нерадивых наследников. Проходной балл на самые востребованные профессии и специальности в современных колледжах и техникумах – преемниках вчерашних профессионально-технических училищ – достигает 4,5 единиц. А значит – доступны они уверенным «хорошистам» и отличникам. К примеру, в Красногорском колледже в рейтинге абитуриентов, поступающих на бюджетной основе на специальность «Информационные системы и программирование», средний балл аттестата в этом году равен 4,46. А в Московском государственном образовательном комплексе (МГОК) на оператора беспилотных летательных аппаратов сегодня могут учиться только те выпускники школ, у которых он не ниже 4,21 единиц. Закон экономики в действии: популярность мест в учебных заведениях растет вместе с конкуренцией.

Причин, по которым старшеклассники все чаще делают выбор в пользу среднего профессионального образования, достаточно. В первую очередь, это возможность «пощупать» ремесло руками, которую дает обучение в колледже. Во-вторых, уже через пару лет можно получить профессию, которая будет приносить тебе доход. Например, именно так решил построить свою карьеру 19-летний Иван Митрохин – студент 4 курса МГОК по направлению «Технология металлообрабатывающего производства» и по совместительству молодой специалист входящего в Ростех Машиностроительного производственного объединения (МПО) имени Румянцева. Вместо 10 класса он выбрал колледж, а вместе с ним получил и профессию, и работу, и доход.

Практический подход

В колледже путь к профессии гораздо короче, чем в вузе. Уже на первом курсе студенты познают основы ремесла в условиях реального производства. Модель дуального обучения подразумевает, что теоретическая часть подготовки будущих специалистов проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. В МГОК, например, программы обучения по специальности под конкретный кадровый запрос от предприятий авиакомплекса Госкорпорации Ростех, с которыми тесно сотрудничает колледж. МПО имени Румянцева – одно из таких. Объединение выпускает сложнейшую топливорегулирующую аппаратуру для систем турбореактивных и турбовинтовых авиационных двигателей, дозаторы для наземных газотурбинных силовых приводов и является ведущим предприятием России в своей отрасли. Иван Митрохин пришел сюда сначала на практику, но сразу почувствовал себя на своем месте.

«До этого у меня была практика на другом столичном предприятии, но в МПО Румянцева мне понравилось больше. Здесь оборудование лучше, рабочий процесс организован по-другому. А токарные станки, которые здесь стоят, позволяют делать любые операции и несложную фрезеровку. Мы в колледже на таких же практиковались, поэтому я быстро втянулся в работу», – рассказывает Митрохин.

Производственные навыки Митрохин освоил с легкостью, поэтому сразу после окончания практики начальник цеха отпускать молодого специалиста не захотел и предложил ему остаться на предприятии. Колледж пошел навстречу и позволил совмещать учебу с работой. А через некоторое время Ивану предложили другую должность - техника-технолога, который отвечает за все операции на деталях, которые изготавливаются в цехе. Он получил четвертый разряд, выросла и зарплата. Но на этом парень останавливаться не собирается. Он готовится поступить в Московский университет СТАНКИН на инженера-технолога по программе целевого обучения с предприятиями Ростеха. А после ее завершения вновь вернется на МПО Румянцева, но уже высококвалифицированным инженером.

Кадры решают все

Иван Митрохин – типичный представитель перспективной молодежи, на которого сегодня делает ставку отечественная промышленность. В течение ближайших пяти лет в России необходимо подготовить один миллион специалистов рабочих профессий. Об этом в своем послании Федеральному собранию в феврале 2023 года заявил президент РФ Владимир Путин. Как отметил глава государства, стране нужны специалисты рабочих профессий в электронной промышленности, робототехнике, машиностроении, металлургии, фармацевтике, сельском хозяйстве и ОПК, транспортной, атомной и других отраслях, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.

Самое важное, что каждый из этих специалистов должен уметь работать, – не в теории, а на практике, в условиях реального производства. Как образовательным учреждениям решить такую задачу? Только в связке с промышленными предприятиями – там точно знают, какие специалисты нужны, что они должны уметь и как этого добиться. Тем более что интерес этот взаимовыгодный.

Сегодняшним абитуриентам Ростех предлагает самые широкие возможности для получения актуальной и перспективной профессии. В партнерстве с ведущими российскими вузами и колледжами он реализует программы целевого обучения с дальнейшим трудоустройством в организации Госкорпорации.

Например, в 2023 году в 13 московских колледжей на целевое обучение для предприятий Госкорпорации Ростех смогут поступить 1700 студентов. Это в три раза больше, чем в прошлом году. Каждый сможет приобрести навыки минимум по пяти профессиям и стать востребованным мультиквалифицированным специалистом.

Совместная с правительством Москвы программа подготовки рабочих кадров предусматривает выплаты за трудоустройство на время практики, ребята получают 24 тыс. рублей в месяц. Для успевающих предусмотрена повышенная стипендия – 14 тыс. рублей для отличников и 10 тыс. рублей для тех, кто учится на «хорошо» и «отлично». В качестве супербонуса – гарантированное трудоустройство. «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Вертолеты России», «Технодинамика», «Концерн Радиоэлектронные технологии» – на предприятиях этих холдингов авиационного комплекса Ростеха целевиков ждут зарплата рыночного уровня, расширенный социальный пакет и, пожалуй, самое главное – интересная работа.


Читайте также


Роботов на роль понятых пока не придумали

Роботов на роль понятых пока не придумали

Екатерина Трифонова

Адвокаты спорят о перспективах института общественного надзора за действиями правоохранителей

0
1198
Лишь каждое пятое обрабатывающее производство в России задействует роботов

Лишь каждое пятое обрабатывающее производство в России задействует роботов

Ольга Соловьева

Власти ставят задачу увеличить их использование в семь раз до 2030 года

0
2283
Лучший советский премьер

Лучший советский премьер

Сергей Самарин

Алексей Косыгин вместо прекрасного будущего пытался строить нормальное настоящее

0
2166
Лоббизм подменил диалог

Лоббизм подменил диалог

Денис Писарев

Почему представители отраслей не готовы к диалогу с конкурентами

0
1801

Другие новости