0
15201
Газета Образование Печатная версия

22.11.2023 17:12:00

Студенческий контингент вузов теряет в качестве

Абитуриентам не хватает базовых знаний, на которые университет мог бы нарастить знания специальные

Тэги: соцопросы, вузы, абитуриенты, уровень, общие базовые знания, цифровизация, школьное образование


соцопросы, вузы, абитуриенты, уровень, общие базовые знания, цифровизация, школьное образование По мнению многих преподавателей, современные студенты изначально «испорчены» цифровыми гаджетами. Фото агентства «Москва»

Подходит к концу первое полугодие учебного года. Вузы начинают подводить итоги и анализировать контингент, который к ним пришел. Основной итог: первокурсники как будто изначально заражены вирусом неуспешности. И это состояние передается из школы в вуз, а потом – в профессиональную деятельность.

Печальное положение дел констатирует вузовская профессура. На днях сенсационными цифрами, дающими представление об уровне абитуриентов российских вузов, поделился профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Головко. В интервью общественному движению «Родители Москвы» он привел такие данные: доля студентов, не сумевших сдать первую сессию без двоек и пересдач, достигает 70%. Среди причин профессор назвал всеобщую цифровизацию школьного образования. Выпускники, по его мнению, не способны структурировать материал, выделять главное, не владеют навыками письменной речи. «Они могут только посмотреть видео, сфотографировать презентацию или электронную доску. Также им не хватает базовых общих знаний, на которые университет мог бы нарастить знания специальные», – заявил профессор.

Впрочем, и преподаватели уже не те альтруисты и подвижники, как в прежние времена. Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в своем «Мониторинге экономики образования» отмечают, что аудиторная нагрузка преподавателей оказалась высокой, а с 2019 года она еще значительно выросла. Знакомиться с новыми подходами к преподаванию скорее всего преподавателям теперь просто некогда. Да и вдохновения у них уже тоже нет. Так, данные опроса, проведенного «Университетской национальной инициативой качества образования» (УНИКО), показали очень тревожную картину: 47% преподавателей признались, что чувствуют себя сильно утомленными, а более 40% отметили, что испытывают чувство подавленности и безысходности чаще, чем несколько раз в неделю.

В НИУ ВШЭ проанализировали, что лежит в основе выбора вуза абитуриентами. Оказалось, российские студенты выбирают университеты, чтобы повысить шансы на трудоустройство. Во время учебы они ожидают найти друзей, планируют учиться только на «отлично» и «хорошо» и принимать участие в научных исследованиях и проектах.

Опрос показал также, что в представлениях большинства студентов университет выполняет всего лишь буферную функцию между школой и рынком труда. На развитие универсальных навыков (критическое мышление, навыки коммуникации, аналитические навыки, которые так важны сейчас для работодателей) во время учебы в университете ориентирована только четвертая часть опрошенных. Далее по популярности следуют мотивы, связанные с личностным ростом (44%), жизненным опытом (29%) и расширением кругозора (19%).

Примечательно, что студенты редко рассматривают обучение в университете как возможность обретения культурного кода: мотивы, связанные с возможностью оказаться в культурной и образованной среде (15%), а также с повышением своего социального статуса (14%), являются одними из наименее популярных.

Подавляющее большинство студентов согласны с идеей о том, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей. Однако еще большее число согласилось с мнением о том, что значимость высшего образования в современном мире преувеличена. Студенты скорее не соглашаются с тем, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Иначе говоря, высшее образование рассматривается именно в качестве возможности, которая повышает шансы на успешную профессиональную самореализацию, но не гарантирует ее и, более того, не является единственным способом ее достижения.

Результаты исследования только в некоторых деталях расходятся с данными Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который в начале года представил итоги исследования о значимости высшего образования. Мнение у россиян о том, что эту значимость часто преувеличивают и без высшего образования можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь, воспринимается сегодня неоднозначно. Опрошенные разделились на две примерно равные группы. Согласных с этим утверждением 45%, а несогласных – 51%.

Молодежь в целом склонна преуменьшать значимость высшего образования: доля тех, кто считает, что в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь, в этой группе населения наибольшая (60% среди 18–24-летних, 52% среди 25–34-летних). Доли россиян, считающих, что без высшего образования можно обойтись и построить карьеру, распределились так: среди опрошенных с неполным средним образованием (63%), средним образованием (50%) и средним специальным образованием (51%).

Придерживаются категоричного мнения, что ни высшее, ни среднее специальное образование не дают уверенности, что выпускник получит высокооплачиваемую работу, – 12% респондентов. Больше всего тех, кто не верит в эффективность для будущего трудоустройства и достойного заработка ни высшего, ни среднего специального образования, в группе имеющих неполное среднее образование (41%). 


Читайте также


Об универсальности модели цифровых выборов в СИЗО

Об универсальности модели цифровых выборов в СИЗО

Советизация электорального процесса – это стратегия, которая уводит на прежние грабли

0
1213
Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1568
Студенты утрачивают навык слушания

Студенты утрачивают навык слушания

Наталья Савицкая

По мнению экспертов, это происходит из-за низкого уровня школьной подготовки

0
4554
Нужно ли учить репетиторов учить

Нужно ли учить репетиторов учить

Игорь Аглицкий

Зачастую подросток сражается против всех, чтобы обрести личную свободу от уроков

0
4326

Другие новости