0
3468
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

23.03.2010 00:00:00

Тепло модернизации

Николай Хренков

Об авторе: Николай Вальтерович Хренков - заместитель директора Института национальной энергетики.

Тэги: теплоснабжение, состояние, финансирование


теплоснабжение, состояние, финансирование Смена угольных и мазутных котельных газовыми существенно повышает КПД.
Фото РИА Новости

Работа по повышению энергоэффективности российской экономики, которую президент Дмитрий Медведев определил в качестве приоритетного направления в деле модернизации страны, должна начинаться с теплоэнергетики. Ясно, что разговоры о повышении энергоэффективности останутся разговорами, пока не будет решен вопрос с источником долгосрочного финансирования необходимых для этого мероприятий. В наибольшей степени это касается теплоэнергетики, потребляющей 40% используемых в России энергоресурсов. Для данной отрасли, остро нуждающейся в модернизации, до сих пор отсутствуют механизмы, позволяющие ей обеспечить необходимый для этого приток инвестиций. Созданная в советское время мощная и разветвленная система теплоснабжения в настоящее время находится в состоянии сильного упадка. Свыше половины объектов коммунального теплоснабжения требует замены, не менее 15% находится в аварийном состоянии. Износ тепловых сетей достиг 82% от их общей протяженности. Тепловые потери в трубопроводах магистральных тепловых сетей составляют около 10–11% от произведенной энергии, а суммарные потери с учетом распределительных сетей – до 30%. В целом резервы экономии топливно-энергетических ресурсов в цепочке производство–передача–распределение тепловой энергии оцениваются в 25–60%.

Что можно сделать

Можно выделить несколько конкретных решений, позволяющих добиться большей энергоэффективности в теплоэнергетике: увеличение доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла, замена старых установок мощности на новые с большим уровнем КПД, масштабная замена теплосетей, использование более эффективного и экологичного топлива (природный и сжиженный газ).

В российской теплоэнергетике пока известно немного примеров, когда бы проведение комплексных мероприятий по модернизации дало бы на выходе энергосберегающий эффект. Один из них – в Северной столице, где компания «Петербургтеплоэнерго» в течение трех лет реализовала масштабный проект по строительству и реконструкции котельных и тепловых сетей в Курортном районе. На смену 56 котельным (большей частью угольным и мазутным) с КПД от 30 до 70% пришло аналогичное количество газовых котельных с КПД свыше 90%. Кроме того, в результате замены тепловых сетей и строительства новых удалось снизить потери при распределении тепла с 15–17% до 3%. Результат впечатляющий, если только не забывать, что «Петербургтеплоэнерго» является газпромовской компанией, что позволило ей привлечь за короткий срок более 6 млрд. руб. инвестиций на свой проект. Другие собственники теплоэнергетических активов, коих подавляющее большинство, имеют гораздо более скромные финансовые возможности. Но главная проблема в другом – на сегодняшний день отсутствуют условия, позволяющие предприятиям теплоэнергетики отбить затраченные инвестиции на модернизацию мощностей по производству и передаче тепла.

Все в итоге упирается в систему действующих тарифов на производство и передачу тепловой энергии. Дело не только в том, что в большинстве случаев они покрывают не более 80% расходов предприятий на производство услуг. Требуется качественный пересмотр самой системы тарифов.

Тарифная проблематика

Сейчас практически для всех теплоснабжающих предприятий действует одноставочный тариф, который состоит из стоимостной составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. Он хорош относительной простотой применения, но несет в себе негативные моменты, связанные с температурной зависимостью. Теплая зима ведет к существенным убыткам для теплоснабжающих организаций, поскольку издержки на проведение ремонтных работ не зависят от уличной температуры, в то время как выручка напрямую определяется объемами отпущенного тепла, в свою очередь, как раз таки зависимых от температуры воздуха.


Свыше половины объектов коммунального теплоснабжения требует замены.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Разрешить эту ситуацию может введение двухставочного тарифа, который уже достаточно давно практикуется в Западной Европе. Двухставочный тариф образуется из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (так называемый тариф на мощность). К мощностной составляющей относятся все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, ремонты, амортизация, аренда и т.д.). К переменной – все издержки, прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь топливо). Такая система (внедрение которой, кстати, было прописано в Энергетической стратегии 2003 года) позволит сбалансировать коммерческие интересы поставщиков и потребителей энергоресурсов и создать предпосылки для повышения эффективности конечного потребления тепловой энергии, финансовой устойчивости и экономической эффективности энергоснабжающих организаций.

Мероприятием, уже непосредственно относящимся к возврату инвестиций, является внедрение для предприятий теплоэнергетики системы регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств – так называемый метод RAB (от англ. Regulatory Asset Base). Как показывает зарубежный опыт (в том числе и в бывших странах соцлагеря), применение этой методики позволяет запустить процесс инвестирования без кратного роста тарифов для потребителей. Это связано с тем, что при данной методике расходы на инвестиции включаются не сразу непосредственно в тариф, что приводит к его значительному росту, а сначала в базу инвестированного капитала. Только потом они включаются в тариф малыми частями. При этом сам тариф носит долгосрочный характер (устанавливается на срок не менее трех лет), и регулирующие органы в течение указанного срока не вмешиваются в операционные расходы компании. У компаний появляется стимул снизить эти расходы (в том числе и за счет энергосбережения), поскольку это не приведет к пересмотру тарифа в сторону понижения.

Практика применения новой системы тарифов в России пока носит единичный характер, что во многом обусловлено отсутствием необходимой нормативной базы. В первую очередь это касается Федерального закона «О теплоснабжении», который бы установил приемлемые и понятные для инвесторов правила игры на рынке тепловой энергии. По неизвестным причинам проект этого закона уже не первый год отлеживается в Государственной Думе, никак не попадая в число приоритетных законопроектов. Хотя его принятие может стать серьезным стимулом для решения конкретных задач в рамках заявленной президентом программы модернизации российской экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1828
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2796
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2161
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2154

Другие новости