0
17936
Газета НГ-Энергия Печатная версия

12.09.2022 17:33:00

В России попытаются внедрить углеродное регулирование

С 1 сентября уже можно регистрировать добровольные климатические проекты

Ирина Гайда

Екатерина Салугина-Сороковая

Об авторе: Ирина Вернеровна Гайда – эксперт Центра по энергопереходу и ESG Сколтеха; Екатерина Андреевна Салугина-Сороковая – директор Центра международных сравнительно-правовых исследований.

Тэги: экономика, политика, углеродное регулирование, ets


экономика, политика, углеродное регулирование, ets Максим Решетников как министр экономического развития фактически определяет ход углеродного регулирования в стране. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Кроме уже существующей с прошлого года национальной таксономии зеленых и «адаптационных» проектов в нашей стране уже практически создана система обращения углеродных единиц (углеродное регулирование). В данный момент завершается создание условий для запуска добровольного углеродного рынка, на котором будут обращаться углеродные единицы от климатических проектов. Зарегистрировать первые добровольные климатические проекты можно уже с 1 сентября – когда заработал реестр углеродных единиц. В него же будет вноситься верифицированная информация о результатах проектов. В этот же день официально стартовал эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов на Сахалине.

Реестр: начало начал

Зачем же нужен реестр углеродных единиц и зачем он нужен конкретно в России? Одним из наиболее эффективных способов мотивации бизнеса на сокращение выбросов парниковых газов является введение платы за выбросы, и реестр является критическим элементом необходимой для этого инфраструктуры.

Сразу оговоримся, что далеко не все страны используют этот инструмент. В авангарде – европейские страны, где и на уровне ЕС в целом, и на уровне отдельных государств уже более 15 лет вводятся различные формы платы за выбросы: «углеродные налоги», покупка разрешений на выбросы в рамках системы квотирования, и одно время в рамках Европейской системы торговли квотами на выбросы углерода (ETS) также можно было использовать «добровольные» углеродные единицы (также иногда называемые офсетами). И уже в 2021 году Китай создал самую большую в мире систему углеродного регулирования, которая покрывает около 40% выбросов этой страны.

Кроме того, помимо платы за выбросы, установленной для европейских компаний, на уровне ЕС предложено создание трансграничной углеродной корректировки, направленной на уравнивание условий для импортеров определенных видов продукции и для производителей ЕС. Китай пока не анонсировал аналогичные планы, но логика развития их системы регулирования позволяет предположить, что в конечном итоге потребность в сходных механизмах появится.

Добровольно или принудительно

Следует отметить, что добровольный и обязательный рынки принципиально отличаются. В первом случае компании покупают углеродные единицы просто потому, что они считают правильным вкладывать деньги в реализацию климатических проектов по этическим или маркетинговым соображениям. Например, с помощью углеродных единиц они компенсируют углеродный след бензина, купленного на АЗС, или кофе, выпитого из одноразового стаканчика, так как это становится все более важно для стейкхолдеров. Обязательный рынок – это торговля «оставшимися» разрешениями. То есть государство ограничивает разрешенный объем выбросов для компании, и, если компания модернизирует свое производство, снизив таким образом фактические выбросы, она может продать оставшиеся невостребованными разрешения. А те компании, которые не уложились в квоту, должны докупить их или заплатить штраф.

ЕС и Китай по-разному относятся к «перетокам» между добровольным и обязательным рынками. В ЕС на обязательном рынке не допускается зачет «добровольных» углеродных единиц в целях выполнения квот. В Китае такой зачет разрешен, но не более 5% квоты, а сами единицы – сертифицированные единицы сокращения выбросов Китая (CCER) – жестко регламентированы с точки зрения требований к климатическим проектам, в результате которых они образованы.

В итоге мы наблюдаем очень разные уровни цен на углерод. На рынке ЕС – 80–90 евро за тонну СО2, на обязательном рынке Китая – 7–10 евро за тонну СО2, на добровольных рынках – 1–5 долл. за тонну в зависимости от типа проекта и верификатора.

ETS в Европе и Китае: в чем разница?

ЕС потратил почти два десятилетия на управление всеми рисками, связанными с ETS (включая исключение возможностей – а их до сих пор предостаточно – для обхода правовых рамок), и продолжает ее совершенствовать, поэтому сложно ожидать от недавно заработавшей китайской ETS идеально работающей схемы сразу после ее запуска. Пока же органы Министерства экологии и окружающей среды Китая (MEE) на уровне всех китайских провинций обязаны собирать данные о выбросах от охваченных системой организаций, на основании чего происходит распределение бесплатных квот.

Есть несколько направлений, которые стоит дополнительно изучить для повышения ликвидности и устойчивости рынка углеродного регулирования в Китае:

– внедрение инноваций, которые могут облегчить функционирование схемы, включая разработку торговой и расчетной платформы, а также механизма отслеживания и проверки выбросов;

– возможности для взаимодействия с другими углеродными рынками в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ETS ЕС;

– развитие потенциально прибыльного офсетного рынка (как уже отмечено, охваченным ETS организациям разрешается использовать CCER для компенсации до 5% от их годового целевого показателя выбросов);

– использование технологии блокчейн и интернета вещей (IoT) для поддержки ETS. Участники рынка могут использовать IoT-устройства для фиксирования своих выбросов углерода или других данных, связанных с углеродоемкой деятельностью (например, выработкой электроэнергии на угольных электростанциях), в режиме реального времени. Затем эти данные могут быть загружены в блокчейн в качестве защищенной неизменяемой записи, что может упростить как процессы соблюдения требований для эмитентов, так и надзорные функции для регулирующих органов.

Хоть и не приходится сомневаться, что запуск европейской ETS привел к значительному сокращению выбросов, цена углеродной «надбавки» существенно колебалась и не всегда стимулировала ожидаемые ранее инвестиции в низкоуглеродные технологии. В то же время возможность использовать компенсации от международных проектов по сокращению выбросов в рамках Киотского протокола привела к быстрому росту рынка углеродных единиц и к значительным инвестициям в проекты по сокращению выбросов в развивающихся странах. Из других уроков европейской ETS: включение в нее международной авиации вызвало ответную реакцию, когда несколько стран приняли законы, запрещающие соблюдение данных требований. В итоге к ETS ЕС была отнесена только авиация внутри ЕС.

7-15-2480.jpg
На Сахалине начался эксперимент
по ограничению выбросов парниковых газов. 
Фото Unsplash
Траектории декарбонизации: взгляды расходятся, но не во всем

Российское экспертное и научное сообщество пока не может прийти к единой оценке капитальных затрат, необходимых для декарбонизации отечественной экономики, запланированной правительством в лице Минэкономразвития (МЭР) РФ. В то же время все единодушны в признании необходимости введения углеродного регулирования и в понимании структуры затрат и источников снижения выбросов.

Сценарии декарбонизации российской экономики были недавно представлены отечественным экспертным и научным сообществом в ответ на публикацию Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года от МЭР. Анализ результатов комплексного моделирования траекторий декарбонизации от ЦЭНЭФ XXI, «ВТБ Капитал» и Sber Sib по таким ключевым направлениям, как климат, энергетика, экономика и инвестиции, показывает некоторые расхождения либо совпадения представленных оценок.

Существенный разброс наблюдается в оценках капитальных затрат. Так, в работе ЦЭНЭФ XXI снижение выбросов парниковых газов на 65% суммарно оценивается в 245 трлн руб., что значительно выше прогнозов «ВТБ Капитал» и МЭР, в которых соответствующее снижение на 50 и 60% оценивается в денежном выражении в 86,6 трлн и 88,8 трлн руб. Прогноз Sber Sib – 56 трлн руб. для достижения «чистого нуля» к 2050 году – является самым оптимистичным.

Энергетика – наиболее крупная статья затрат во всех расчетах, на нее приходится от 55 до 76% суммарных инвестиции.

Во всех работах лесное хозяйство – самый крупный источник снижения выбросов. При этом отмечается, что в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и в расчетах Сбербанка его оценивают в более чем 1000 млн т СО2, что вдвое превышает аналогичные показатели у ЦЭНЭФ XXI и «ВТБ Капитал».

Все исследователи сходятся в прогнозах по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ): требуемые установленные мощности оцениваются в диапазоне 180–190 ГВт.

Во всех представленных моделях признается необходимость ввода «налога на углерод», при этом его оценки значительно разнятся: от 8 долл/т СО2 у «Сбербанка» и до 52 долл/т – у ЦЭНЭФ XXI.

Появление в российском пространстве различных оценок траектории развития декарбонизации является хорошим сигналом, обозначающим озабоченность данной проблемой – необходимые социально-экономические изменения столь существенны, что их невозможно воплотить в жизнь без подготовки и планирования сценариев развития, а также компенсаторных механизмов, отвечающих внешним и внутренним вызовам.

Зачем нам углеродное регулирование?

Российские реалии могут оказаться зависимыми от международной повестки, в том числе в плане торговли углеродными единицами: это долгосрочный тренд, который уже влияет на конкурентоспособность российских компаний. Несмотря на текущую ситуацию, работа в рамках повестки устойчивого развития и ее климатического трека остается одним из ключевых факторов развития мировой экономики и сохраняет актуальность для российской экономики. Правительство продолжает придерживаться Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Многие крупные компании уже утвердили стратегии устойчивого развития и значительно продвинулись в реализации своих планов по декарбонизации. Достичь углеродной нейтральности Россия планирует к 2060 году.

Вот длинный список того, что уже утверждено: это Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»; перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется ведение кадастра и государственный учет выбросов, методики количественного определения объемов выбросов и поглощений; критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям; критерии и порядок отнесения к климатическим проектам, правила верификации их результатов; правила проверки и предоставления отчетов о выбросах парниковых газов; правила создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре; форма типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц и порядок определения платы за оказание услуг; определен оператор реестра углеродных единиц (АО «Контур»). Реестр выбросов парниковых газов, как ожидается, в полную силу заработает где-то к началу 2023 года, идет выстраивание системы обратной связи с компаниями. Сейчас сложно предугадать, как дальше будет развиваться рынок климатических проектов: все будет зависеть от спроса на углеродные единицы и их роли в системе углеродного регулирования.

В качестве примера реализуемых начинаний можно привести первый в России региональный эксперимент в сфере декарбонизации (с системой квотирования) на Сахалине, опирающийся на Федеральный закон № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». Здесь уже не на добровольной, а на обязательной основе юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые будут отнесены к региональным регулируемым организациям, будут компенсировать свои выбросы. За превышение ими установленных для них квот нужно будет платить. Либо можно будет купить у другого лица недостающие единицы выполнения квоты или углеродные единицы, полученные в рамках добровольного климатического проекта. В этом эксперименте учитываются только прямые выбросы компаний (охват 1), речь не идет пока об охватах 2 и 3 – косвенных выбросах от приобретенной электроэнергии и тепла и прочих выбросах в цепочке поставок. Для компаний, которые хотят сократить углеродный след своей продукции с учетом всех охватов, Минэнерго РФ предлагает ввести систему низкоуглеродных сертификатов, подтверждающих, что приобретаемые энергия и тепло не несут за собой выбросы парниковых газов. Также установлен размер платы за превышение квоты (фактически штраф) – 1000 руб. за тонну СО2, что является достаточно высоким показателем.

Фактически Россия создает и добровольный, и обязательный (в отдельно взятом пилотном регионе) рынок углеродных единиц. При этом пока правила формирования квот для обязательного рынка еще не опубликованы. Также не ясно, будет ли как-то ограничен переток между добровольным и обязательным рынком. А на добровольном рынке наблюдается некоторое сокращение спроса: часть международных компаний, покупавших квоты в имиджевых и маркетинговых целях, уходят с рынка. В конечном итоге именно это во многом определит баланс спроса и предложения и эффективность ценообразования как стимула снижения выбросов парниковых газов. Если квоты будут легко выполнимы или если их можно будет выполнить, купив никак не связанные с деятельностью компании (и, вероятно, очень дешевые) углеродные единицы на добровольном рынке, есть риск, что компании будут заниматься скупкой таких единиц, а не экономией ресурсов и модернизацией.

Среди других актуальных стратегических вопросов – принятие отечественных методологий реализации климатических проектов (особенно технологических, например связанных с CCUS), синхронизация российских и международных требований к климатическим проектам и верификаторам, возможность присоединения других стран к российскому реестру (в том числе на основании статьи 6 Парижского соглашения), а также создание наднационального реестра (на базе ЕАЭС / иного дружественного объединения).


Читайте также


Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1361
ПМЭФ-2025: Форум охлаждающих и охлажденных

ПМЭФ-2025: Форум охлаждающих и охлажденных

Михаил Сергеев

В Северной столице проходит главное экономическое событие года, где почти не слышат сигналов обратной связи

0
1756
Трамп передал Грузии требования по перезагрузке отношений

Трамп передал Грузии требования по перезагрузке отношений

Игорь Селезнёв

Тбилиси получил "маленький, но хороший сигнал"

0
2060
Антониу Гутерриш. План спасения устойчивого развития

Антониу Гутерриш. План спасения устойчивого развития

Антониу Гутерриш

Встреча в Севилье может стать поворотным моментом для восстановления веры в международное сотрудничество

0
973

Другие новости