0
19569
Газета НГ-Энергия Печатная версия

15.01.2024 17:46:00

Россия ищет маршруты в обход санкций

"Южный коридор" и Северный морской путь как альтернативы Суэцкому каналу

Тэги: морское судоходство, антироссийские санкции, ближний восток, вооруженные конфликты, израиль, хамас, хуситы, красное море, севморпуть, логистические цепочки, грузоперевозки


морское судоходство, антироссийские санкции, ближний восток, вооруженные конфликты, израиль, хамас, хуситы, красное море, севморпуть, логистические цепочки, грузоперевозки Северный морской путь может помочь компаниям, которые пытаются скорректировать логистику из-за атак йеменских хуситов в Красном море. Фото с сайта www.rosatomflot.ru

Фрагментаризация морского судоходства связана с двумя явлениями современного мира, обусловленными геополитическими конфликтами в Украине и в секторе Газа, которые далеко выходят за свои регионы. Украинский конфликт привел к введению множества пакетов антироссийских санкций со стороны Запада. Западные санкции ударили в том числе по традиционным морским маршрутам российского экспорта: по Балтийскому и Черноморскому путям, конфликт в секторе Газа уже привел фактически к приостановке работы Суэцкого канала. После нападения на контейнерное грузовое судно Hapag-Lloyd в Красном море компания на время приостановила судоходство через Суэцкий канал. Представитель гамбургской судоходной компании сообщил Deutsche Presse-Agentur, что новое решение будет приниматься по ситуации.

Как сообщает французская газета Figaro, грузовое судно «Аль-Джасра» ранее было обстреляно в проливе между Йеменом и Джибути. В частности, были повреждены контейнеры, однако конструкция судна не пострадала. Пострадавших не было. По данным СМИ, на борту произошел пожар.

Сообщается, что грузовое судно прошло через Суэцкий канал из Пирея в Греции и направлялось в Сингапур. После атаки оно смогло продолжить движение.

Но Суэцкому каналу уже ищут альтернативы. Быстро развивается Дальневосточный путь, а кроме того, вес набирает коридор перевозок «Север–Юг» через Каспийское море.

Северный морской путь

Северный морской путь (СМП) может обеспечить судоходство кораблей, желающих перестроить свой маршрут из-за атак йеменских повстанцев-хуситов в Красном море, заявил РИА Новости посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.

«Да, в принципе может позволить при условии соблюдения требований Полярного кодекса и положений соответствующих документов российского регулирования прохода по Северному морскому пути», – пояснил дипломат.

Мировые компании одна за другой объявляют о приостановке перевозок через Красное море на фоне угроз йеменских хуситов атаковать любые связанные с Израилем корабли, причем сообщалось уже о нескольких обстрелах судов в этом регионе. Такое решение приняли британская BP, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd, швейцарский контейнерный перевозчик Mediterranean Shipping Company (MSC) и датская компания A.P. Moller-Maersk.

После сообщений о нападениях на суда в регионе участники рынка морского страхования Лондона расширили зону повышенного риска в Красном море. На опасениях перебоев с поставками биржевые цены на газ в Европе подскочили на 10% и стали держаться выше 400 долл. за 1 тыс. куб. м. Нефть дорожала на 3,5% – котировки Brent выше 79 долл. за баррель впервые с 5 декабря.

С учетом складывающихся реалий становится понятным заявление российского президента Владимира Путина, что Севморпуть стал более эффективным, чем Суэцкий канал.

Figaro отмечает в связи с этим, что Северный морской путь протяженностью более 3 тыс. морских миль (5556 км) соединяет Баренцево море и Берингов пролив. Это кратчайший путь между Европой и Азией, а также самый короткий морской маршрут между Дальним Востоком и европейской частью России. Транспортировка грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Севморпути осуществляется на расстоянии 14 тыс. км.

Россия реализует федеральный проект «Развитие Северного морского пути», подразумевающий создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 млн т в 2024 году и 110 млн т к 2030 году, а также увеличение суммарной мощности морских портов до 110 млн и 115 млн т соответственно. Согласно утвержденному ранее плану, годовой грузопоток по Севморпути к 2035 году должен составить 220 млн т.

Интернет-портал Vgudok опубликовал подборку мнений на тему «Как стать новым Суэцем? Северный морской путь – в комментариях отрасли, цифрах и фактах» и попросил ответить на вопрос, есть ли альтернативы Севморпути.

Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин: «Для месторождений, расположенных в регионе тяготения СМП, Северный морской путь является исключительной транспортной артерией. Для части транзитных грузов альтернативой является Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали».

Председатель Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич: «Альтернативы СМП сразу три – это Northwest Passage (NWP), Transpolar Sea Route (TSR) и Arctic Bridge Route (ABR). Правда, они больше теоретические, так что пока реальной альтернативы СМП в Арктике нет, даже с учетом того, что артерия крайне далека от реализации своего максимума и развита слабо с точки зрения инфраструктуры».

Генеральный директор ГК «Маршал», основатель Академии логистики Михаил Белоусов: «Альтернативы Северному морскому пути включают: Транссибирскую железную дорогу через Россию; сухопутный транспорт через Китай и Европу; транспортировку грузов авиатранспортом; морской путь через Суэцкий канал из Атлантики в Тихий океан».

Из Балтики в Каспий

К новым торговым путям, позволяющим обходить западные санкции, относится путь через Волгу. Как известно, миновав Астрахань, воды Волги, крупнейшей реки Европы (3530 км), впадают в Каспийское море, самый большой закрытый водоем на планете (371 000 кв. км). В дельте огромный водный путь разделен на сотни каналов. Вода течет среди продуваемых всеми ветрами дюн и болот, усеянных цветами лотоса – эмблемой региона. Чтобы пройти от Волги до Каспия, катера должны использовать 188-километровый канал, судоходность которого находится под угрозой из-за заиливания: за последние два года его глубина уменьшилась более чем на 80 см из-за понижения уровня Каспийского моря.

Тем не менее этот канал представляет собой один из ключевых сегментов огромного проекта, идея которого зародилась еще в 2000-е годы. Сейчас украинский конфликт дает этой идее мощный толчок. Это идея международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг». Это гигантская «мультимодальная» торговая артерия (железнодорожная, морская, речная и автомобильная) длиной 7200 км. Согласно проекту, она призвана соединить Санкт-Петербург с Мумбаи (Индия) через Каспийское море и Иран (в частности, через порт Бендер-Аббас). Этот коридор связан с евразийским проектом и с проектом «поворот в сторону Востока». Сочетание этих проектов теоретически должно позволить обойти западные санкции против России.

1-13-1480.jpg
Геополитические конфликты привели
к фрагментации морского судоходства,
и теперь приходится выстраивать
новые логистические цепочки.
Фото с сайта www.vts-group.ru
Цель состоит в том, чтобы противостоять санкциям, которые, помимо прочего, затруднили морской экспорт российских товаров, да и в целом торговлю через Балтийское море. МТК «Север–Юг» в конечном итоге может даже предложить, как считают некоторые аналитики, альтернативу Суэцкому каналу, сократив вдвое время транзита грузов между Северной Европой и Азией. Товар будет идти в Мумбаи из Санкт-Петербурга от 15 до 24 дней. Между тем тот же товар из другого города Северной Европы сейчас идет через Суэцкий канал 30–45 дней. «Правда, значительный объем перевозки товаров по этому маршруту будет достигнут не раньше 2030 года», – считает Игорь Смирнов, директор по транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры. Но проект пока еще не вышел из зоны неопределенности с экономической, финансовой и геополитической точки зрения. «На данном этапе больше разговоров, чем дел», – говорит экономист и географ Наталья Зубаревич, отмечая ряд «ограничивающих факторов»: недостаток судов на Каспии, не хватает пока еще инфраструктуры для перевозки контейнеров, есть проблемы со страхованием и оплатой… «Точно предсказать динамику торговых потоков невозможно, потому что мы не знаем, какой будет ситуация через 10 лет по отношению к Европе», – отмечает Игорь Смирнов. «Ясно одно: у нас будет спрос на Востоке и Юге, то есть в Китае и бассейне Индийского океана».

Роль Астрахани

Ведущую роль здесь может сыграть город Астрахань, раскинувшийся по обе стороны величественной Волги. Древнейший город, бывший одной из «реперных точек» Шелкового пути, а потом одной из столиц Золотой Орды, захваченный Иваном Грозным в XVI веке. Этот город сегодня сочетает черты прошлого и настоящего. Здесь на одной и той же улице деревянные избы и ветхие постройки могут соседствовать с современными зданиями. Но в своей городской «душе» Астрахань – по-прежнему «торговый город». «Сюда всегда приезжали то персидские купцы, то купцы других стран, город всегда жил за счет торговли, и сегодня торговля потихоньку возвращается», – говорит Станислав Синченко, председатель Торгово-промышленной палаты Астраханской области. «Коридор «Север–Юг» – это глоток свежего воздуха для нашего региона», – добавляет он. А свежий воздух сейчас очень нужен: по официальным данным, население области (950 тыс. жителей в 2023 году) уже несколько лет постоянно сокращается.

Опираясь на цифры, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин говорит о «положительной динамике», наблюдаемой с прошлого года: «За семь месяцев текущего года объем перевалки грузов (2,3 млн т) увеличился на 70% по сравнению с прошлым годом». По его словам, экспорт увеличился на 77%, а импорт – на 44%. «Зерно и растительное масло составляют основную часть грузооборота портов региона и грузовых терминалов порта Астрахань. Также отправляем строительные пиломатериалы, химикаты и удобрения, цемент, полипропилен», – перечисляет губернатор. 19 сентября прошлого года он возглавил форум в Астрахани, на котором собрались представители пяти стран, граничащих с Каспием (Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан), подписавших в 2018 году конвенцию о морских перевозках и совместном использовании ресурсов.

Губернатор Бабушкин напомнил им об «особом внимании», которое российский президент уделяет МТК. В феврале 2022 года он потребовал, чтобы к его окончанию осадка в канале была на уровне как минимум 4,5 м. С тех пор «17 землесосов работают круглосуточно», говорит губернатор. Еще одним приоритетом является строительство современного флота контейнерных судов. «В мае были спущены на воду первые четыре корабля этого типа», – поясняет Игорь Бабушкин. В важнейшей инфраструктурной сфере «кластер» объединяет две разрабатываемые сейчас площадки – особую экономическую зону «Лотос» в 50 км выше по течению от Астрахани и логистический «хаб» для контейнеров в районе порта Оля в 70 км ниже по течению от центра города Астрахани. Нынешние портовые мощности пока ограничены.

Идея торгового пути, соединяющего Россию, Иран и Индию, была закреплена в соглашении, подписанном тремя странами еще в 2002 году. Проект МТК был официально оформлен в 2017 году. Но его экономический потенциал, кроме региональных перевозок, казался нереальным по сравнению с тремя основными торговыми путями, которые Россия использовала примерно в равной мере. Вот эти традиционные торговые пути России: Северо-Западный (Балтийское море), Черноморско-Азовский и Дальневосточный. «Благодаря санкциям мы поняли, что МТК – это важный проект и что мы должны его реализовать», – признает Игорь Левитин, бывший министр транспорта России и помощник Владимира Путина в этом секторе. «Да, с началом СВО ситуация изменилась», – резюмирует Александр Тысячников, консультант по вопросам морского транспорта. «Европейские судоходные компании ушли с российского рынка. Наибольшие потери были на балтийском направлении, где европейские компании обеспечивали около 75% грузоперевозок. На Черном море эти потери достигали 45–50%; на Дальнем Востоке они были незначительными», – подчеркивает эксперт, отмечая, что «именно тогда Россия начала рассматривать коридор «Север–Юг» как альтернативу». «В марте 2022 года Санкт-Петербург стал почти изолирован (с точки зрения международной торговли); и вот тогда, в апреле 2022 года пошли первые поставки по коридору «Север–Юг», – поясняет эксперт.

«В ближайшем будущем мы увидим этот коридор в полном развитии. У России и Ирана есть общий главный посыл: «Нет санкциям!» – заявил газете Figaro генеральный консул Ирана в Астрахани Мехди Акушекян.

Есть у проекта и недоброжелатели. В апреле 2022 года британская «Гардиан» заявила, что Иран поставлял через МТК оружие в Россию для использования в Украине. Москва это опровергает…

Выигравшие регионы

В России есть целый ряд регионов, которые выиграли от начала специальной военной операции (СВО). Среди них регионы – производители вооружений, особенно в центре европейской части страны (Тула, Владимир, Тверь). Но есть такие и «во глубине России» – Удмуртия, Кировская область, Пенза). Они демонстрируют высокие темпы экономического роста: у Тулы 15%, у Твери – 13%. Неплохо развиваются уральские регионы: Екатеринбург (12%) и Челябинск (11%). Другая группа выигравших регионов – это те, которые воспользуются тем, что «логистика нацеливается на восток, стимулируя развитие железных дорог и портов». Торговый оборот России с Китаем достиг 155 млрд долл. только в первые восемь месяцев 2023 года, а это рост в 32% по отношению к 2022 году. Происходит и невиданный рост торговли с Индией: оборот утроился за первое полугодие 2023 года, достигнув 33 млрд долл. Растет и торговля с Ираном: рост составил 20%, а торговый оборот достиг 4,9 млрд долл.

И в данном случае мы не можем не увидеть определенные черты совпадения Великого шелкового пути Китая с нынешним юным МТК. Отдельные его участки полностью совпадают. И это обстоятельство открывает надежду не только на возрождение южного участка Великого шелкового пути, но и на то, что этот путь в нынешних условиях при использовании инфраструктуры юного МТК сможет реально заработать. 


Читайте также


"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

Геннадий Петров

Министры иностранных дел G7 обсудят меры поддержки Украины и способы убеждения Израиля

0
629
Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Однако ни Тегеран, ни Тель-Авив, ни Вашингтон не готовы сегодня к длительному прямому военному противостоянию

0
683
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Игорь Субботин

Готовность расширить диапазон ударов имеет свою цену для сторон конфликта

0
600
Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
1627

Другие новости