0
1678
Газета События Печатная версия

13.01.2000 00:00:00

Новые ориентиры безопасности

Тэги: путин, безопасность


ЕСЛИ не принимать во внимание некоторые кадровые перестановки и решения в законодательной сфере, то первым важнейшим действием Владимира Путина на посту исполняющего обязанности президента РФ стало утверждение Указом # 24 от 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В указе речь идет не о принятии нового документа, а о внесении изменений в концепцию, утвержденную в декабре 1997 г. Между тем уже предварительный анализ показывает, что подходы к национальной безопасности существенно изменились. Утвержденный документ гораздо больше похож на проект концепции, опубликованный и проанализированный в # 46 "Независимого военного обозрения" в ноябре прошлого года. В целом документ стал более компактным (в 1997 г. - 37 стр., сейчас - 21 стр.), ясным и четким.

В содержательной части в глаза бросается коренное переосмысление положения на планете. В 1997 г. речь шла только о становлении многополярного мира. Ныне говорится о борьбе двух взаимоисключающих тенденций. Первая связана с многополярностью, вторая - со стремлением Запада во главе с США создать структуру международных отношений, основанную на их доминировании и военно-силовом решении ключевых мировых проблем.

Лозунг противостояния многообразным формам внешнего давления пронизывает все существо новой редакции концепции, однако, как и ранее, она ориентирована на сотрудничество (термин "партнерство" ушел в прошлое) и интеграцию в мировую политическую, экономическую и финансовую систему.

Вместе с тем на первое место в числе национальных интересов России выдвинуты те, которые связаны с внутриполитическими и экономическими факторами. Определения национальных интересов в различных сферах носят более четкий характер. Обращает на себя внимание включение в их состав защиты личности, общества и государства от терроризма.

Соответственно изменились список угроз и приоритеты нацбезопасности. В частности, сепаратизм как следствие экономических трудностей, криминализация общества, рост организованной преступности выдвинулись на ведущее место, опередив угрозы, связанные с социальными проблемами. Видимо, разработчики документа исходили из того, что возможность возврата к тоталитарному государству маловероятна, и на первый план вышла проблема: какой вариант капитализма будет строиться в России?

Коренному пересмотру подверглись все фрагменты концепции, связанные с военной проблематикой. Повсюду в документе термин "оборонная" заменен на "военная". Тем самым, с одной стороны, устранено расхождение между концепцией и многими документами по военному строительству, а с другой - преодолена связанная с термином "оборонный" пассивная направленность военных усилий государства.

Если два года назад концепция зафиксировала отсутствие угрозы агрессии и "обременительность" военной организации для государства, то ныне заявлено, что "возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере". В первую очередь это связывается с изменением военной стратегии НАТО и отставанием России от ведущих мировых держав в научно-технической сфере. Уровень оперативной и боевой подготовки ВС РФ оценен как "критически низкий".

Провозглашено требование подъема военного потенциала государства. Вместе с тем политика России остается неагрессивной. Ставка по-прежнему делается на сдерживание. Характерно, что применение ядерного оружия в соответствии с новым документом правомерно и необходимо "в случае отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными". В редакции 1997 г. использование ядерного оружия предусматривалось лишь в случае, если "возникает угроза самому существованию РФ как суверенного государства". Очевидно, что "ядерный порог" понижен, что вполне оправданно, если учесть возрастание угрозы и кризис сил общего назначения ВС РФ.

Коренному пересмотру подвергся пункт, связанный с применением военной силы внутри страны. Ранее основным здесь было явно нереалистичное "не допускается" с последующими оговорками. Теперь лейтмотивом звучит "допускается в строгом соответствии с Конституцией" в ограниченном числе случаев.

К сожалению, не до конца преодолены разработчиками неконкретность и лозунговый характер ряда формулировок. Представляется, что это, как и некоторые другие недостатки документа, связано с тем, что проект концепции не был вынесен на обсуждение законодателей и широкой общественности. Полный текст концепции будет опубликован в ближайшем номере "НВО".

Судя по заявлениям секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова, в ближайшее время на базе концепции будут приняты решения, касающиеся многих сфер обеспечения нацбезопасности.

Очередное заседание Совбеза будет посвящено авиационной промышленности и самолетостроению. Кроме того, будет рассмотрена концепция создания новых поколений вооружений и военной техники. Не позднее марта месяца 2000 г. Совбез планирует рассмотреть и утвердить новую военную доктрину РФ, соответствующую последним изменениям Концепции национальной безопасности. Необходимая корректура в проект военной доктрины, по словам Сергея Иванова, уже внесена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ответ России на «ценовой потолок» может оказаться ниже плинтуса

Ответ России на «ценовой потолок» может оказаться ниже плинтуса

Елена Крапчатова

Защитит ли РФ запрет на поставки нефти по санкционным правилам

0
1224
Потребительским настроениям предсказали откат

Потребительским настроениям предсказали откат

Анастасия Башкатова

В условиях двузначной инфляции покупатели начинают год экономно

0
1430
Второе эстонское предупреждение митрополиту

Второе эстонское предупреждение митрополиту

Милена Фаустова

Православного иерарха обвинили в предвыборной "провокации"

0
1293
Парламентарии советуют правительству ускорить финансирование спецоперации

Парламентарии советуют правительству ускорить финансирование спецоперации

Ольга Соловьева

Валентина Матвиенко подключилась к требованиям отменить старый порядок госзакупок

0
1482

Другие новости