Вчера Старопромысловский районный суд Грозного, проводивший в Пресненском межмуниципальном суде Москвы закрытые выездные заседания по делу о гибели сергиевопосадского ОМОНа, полностью оправдал двух подсудимых. Суд так и не дал ответа на главный вопрос: что же на самом деле послужило причиной гибели 2 марта 2000 года в Чечне 22 сотрудников милиции?
В тот день омоновцы из подмосковного Сергиева Посада должны были сменить в пригороде Грозного своих коллег из Подольска. Когда 90 милиционеров на "Уралах" прибыли к месту назначения, их встретили ураганным огнем. Завязался бой, в ходе которого погибли 20 сергиевопосадцев и 2 подольчанина. Кто стрелял по колонне, осталось неизвестно. Населенные пункты близ места трагедии "зачистили", но боевиков там не оказалось. А вскоре Старопромысловская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении сопровождавшего колонну заместителя начальника ГУВД Московской области генерал-майора Бориса Фадеева, руководителя группы управления Объединенной группировки войск МВД в Чечне полковника Михаила Левченко и командира подольского ОМОНа Игоря Тихонова, обвинив их в халатности, повлекшей гибель людей. По мнению прокуратуры, Фадеев и Левченко виновны в том, что не обеспечили сопровождения колонны ОМОНа бронетехникой.
Судебные слушания продолжались с 18 января этого года. В своем выступлении государственный обвинитель Олег Батурский заявил, что считает вину подсудимых доказанной, и потребовал приговорить Фадеева и Левченко к 4 годам лишения свободы каждого (в отношении тяжелобольного Тихонова дело приостановлено). Адвокаты подсудимых настаивали на прекращении уголовного дела за отсутствием в действиях их подзащитных события и состава преступления. В итоге суд признал, что предъявленное офицерам обвинение не нашло подтверждения и они подлежат оправданию за отсутствием состава преступления.
Но виновник трагедии все же назван. Как следует из приговора, это командир сергиевопосадских омоновцев Дмитрий Маркелов. Суд посчитал, что Маркелов самовольно принял решение о выдвижении колонны из Моздока в Грозный, "не поставив отряд на довольствие и не получив маршрутный лист". По мнению суда, "самовольное выдвижение колонны лишило М.Левченко возможности выполнить свои обязанности по сопровождению и обеспечению безопасности ее движения". Суд также выяснил, что в отношении Фадеева было издано два приказа, по одному из которых он должен был следовать с колонной в Грозный, а по другому - сопровождать отряд ППС в Гудермес. Фадеев сопровождал отряд ППС и поэтому признан непричастным к трагедии под Грозным.
Представитель гособвинения Олег Батурский уже заявил вчера, что приговор скорее всего будет обжалован. Прокурор высказался предельно жестко: "Суд фактически списал всю вину на погибшего командира сергиевопосадского ОМОНа Маркелова". По его мнению, то, что Маркелов действовал самостоятельно, не освобождает от ответственности Фадеева и Левченко, чьей непосредственной обязанностью являлось сопровождение колонн. Обвинитель также считает, что Фадеев должен был уточнить у вышестоящего руководства, какой из двух приказов ему выполнять.
Надо заметить, что в последнее время виновниками различных происшествий в милиции и армии все чаще называют тех, кого в результате этих ЧП уже нет в живых. Так, виновными в недавней катастрофе бомбардировщика Су-24, произошедшей в Псковской области, официально назвали его экипаж - опытнейших пилотов, воевавших еще в Афганистане. По выводу госкомиссии, расследовавшей обстоятельства гибели в июле прошлого года одного из лучших военных летчиков России генерал-майора Тимура Апакидзе, пилотировавшего палубный истребитель Су-33, в своей смерти виноват он сам, поскольку вопреки инструкции отключил ограничитель предельных углов атаки и перегрузки. Однако, как считают военные летчики, эта система безопасности предназначена для "рядовых" пилотов, а Апакидзе был асом, не имевшим себе равных. Последний пример - обвинение на самом высоком уровне в "разгильдяйстве" моряков "Курска". Фактически это сигнал будущему суду.