0
706
Газета События Интернет-версия

30.04.2002 00:00:00

Триста лет спустя

Тэги: москва, угпс


"┘Быти в Белом Каменном городе, от Покровской улицы до Якиманских ворот и по Васильевскому лужку, для чинения порядку, бережения от огня и от всякого воровства┘" - гласил "Наказ о Градском Благочинии", изданный царем и великим князем всея Руси Алексеем Михайловичем в 1649 году. Так появились в Москве первые пожарные - именно этот указ дал начало первой специальной противопожарной городской службе города. Документ предписывал посадскому люду во главе с градоначальником Иваном Новиковым оберегать город от огня.

За минувшие с той поры 350 с лишним лет московская противопожарная служба много раз преобразовывалась и, естественно, сильно изменилась. О том, как работают сегодня рядовые пожарные, корреспонденты "НГ" решили узнать, побывав в одной из лучших частей столичного УГПС, расположенной в Северо-Западном округе Москвы пожарной части # 58, которой руководит майор внутренней службы Виктор Ащаулов.

"Здравствуйте! Вы к нам? - спросил молодой парнишка на КПП. - Мы вас уже давно ждем!" Хлопнули металлические двери, и мы оказались во дворе части перед небольшим трехэтажным зданием, на первом этаже которого расположен гараж с тремя красными спецавтомобилями. Над крышей - большой плакат: с него смотрит румяный ребенок, позади которого бушует пламя.

Успеваю задать несколько вопросов, как вдруг раздается жуткий вой сирены, и женский голос произносит фразу, из которой непосвященному понятно лишь название улицы - Исаковского. Наш собеседник восклицает: "Лифт! Лифт горит! Хотите с нами поехать?!". Спустя несколько минут мы уже мчались по улице на автоцистерне с выдвижной трехколенной лестницей. Подпрыгивая на каждой кочке (у автомобиля "шалят" рессоры), мы уточняли у диспетчера детали пожара в доме # 16 по улице Исаковского.

Наш собеседник Константин, как и большинство сотрудников первого наряда, служит в УГПС уже почти пять лет по контракту альтернативной службы - "чтобы в армию не ходить". В дореволюционной пожарной охране Москвы служили вовсе не юные призывники, а, напротив, отставные солдаты, получившие тяжелые увечья в боях и непригодные к армейской службе. Указ об этом был подписан Александром I в 1804 году и гласил: "Для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду".

Сегодня для призывника, по признанию ребят, служба в пожарной охране - вполне приличная альтернатива армии, но основной работой служба в УГПС быть не может. "У нас почти у всех контракты в следующем году заканчиваются. Вряд ли кто-то захочет остаться и продлить его, - заявил Константин. - Тут в огонь лезешь, людей спасаешь, а платят полторы тысячи в месяц!" "Костик! Скажи спасибо, что в долларах платят!" - говорит его приятель Алексей. Раздается дружный смех.

"Работаем в фантастических, можно сказать, условиях!" - восклицает кто-то из ребят. А водитель Володя тут же добавляет: "Ага, и техника у нас на грани фантастики - фантастика, что работает!" Удивляюсь: "Неужели так все плохо?!" Константин отвечает: "Да нет в общем! Романтика! Вроде как герои мирного времени! Да и потом приятно, иногда благодарят. Однажды приезжаем - квартира. Из окон черный дым. Звоним, не открывают. Ну, дверь выбили, вошли, а там каша на плите сгорела. Все потушили, квартиру обходим, в спальне пьяный мужик спит. Мы будить его не стали, уехали. Вечером в часть прибегает женщина, говорит: "Спасибо, что спасли квартиру, но дайте мне справку, что дома был пожар". Диспетчер говорит: "Какую справку, зачем?" А та: "Да муж проснулся, что пожар был, не помнит, а мне не верит, говорит, что я сама дверь выбила!"

В это время машина остановилась у третьего подъезда дома # 16 по улице Исаковского. Там пожарных ждали несколько женщин. Они объяснили, что в шахте лифта огонь, а заливать его жильцы бояться, потому что слышали "там какие-то хлопки". Шахту залили из обычного ведра в течение 10 минут: горел мусор на дне, вспыхнувший от окурка.

Когда мы вышли во двор, наша автоцистерна встретила нас приветственно задранным капотом: водитель опять что-то ремонтировал. "Ладно, до части доедем!" - вскоре заявил он.

По дороге выясняю, есть ли у пожарных приметы. "Некоторые говорят, что нельзя, заступая на дежурство, ботинки чистить и маячки протирать, если хочешь, чтобы день был спокойный, - скептически заявил Константин. - Но я лично в это не верю".

Вечером, когда мы уходили из части, говорю на прощание: "Пока!" В ответ Костя очень серьезно заявляет: "Не надо! Мы никогда не прощаемся - примета плохая. Так что - счастливо!.."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
1139
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1744
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1501
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1374