В Хабаровском краевом суде сегодня продолжится суд над членами преступной группировки, которые занимались нападениями на водителей и угонами большегрузных автомобилей. Подсудимые должны выступить с последним словом. Участникам банды, на счету которых 10 доказанных эпизодов преступной деятельности, грозит до 15 лет лишения свободы.
Однако не всегда цель охотников за грузовиками – само транспортное средство. Как свидетельствует милицейская статистика, в минувшем году 60 нападений на водителей большегрузных автомобилей совершены ради перевозимого ими груза. Наиболее опасными в этом отношении, по словам и.о. начальника оперативно-разыскного бюро № 1 департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД РФ Александра Кшевицкого, считаются федеральные трассы «Россия», «Дон», «Кавказ» и «Урал». Чтобы не стать жертвой налетчиков, сотрудники МВД рекомендуют перевозчикам грузов не брать случайных попутчиков, при поломке попытаться доехать до ближайшего людного места, а также не останавливаться по требованию человека, одетого в милицейскую форму, стоящего на обочине, а добраться до ближайшего поста ДПС, что разрешено законом. В МВД подчеркнули, что примерно 80% всех нападений на большегрузные машины совершено преступниками в форме сотрудников милиции.
Как заявил и.о. начальника отдела ДепУР Дмитрий Максимов, в 2006 году в России зарегистрировано 1363 грабежа и 1333 разбойных нападения с целью завладения автотранспортом. В списке предпочтений преступников, специализирующихся на краже дорогих иномарок, лидируют «БМВ», «Ауди» и «Тойота». Чаще всего такие преступления совершают представители этнических преступных группировок, прежде всего ингушских.
По словам Максимова, существует два наиболее распространенных способа краж и реализации дорогих иномарок. Если угоняют по заказу, то на машину предварительно готовят дубликаты всех документов, «жестянщику» остается только перебить пару цифр на металлических деталях. После этого машина может быть продана заказчику с просьбой по возможности не снимать ее с учета или реализована на рынке как якобы пригнанная из-за рубежа.
В том случае, когда машину отбирают у автовладельца на дороге, ее в течение суток перегоняют в другой регион, как правило – на Кавказ, для последующей реализации и использования в отдаленных горных районах. По данным Дмитрия Максимова, большинство автомобилей оседает в Ингушетии. У милиционеров пока нет объяснения такой специализации. За этой республикой давно закрепилась репутация региона, в котором чаще всего всплывают престижные иномарки, угнанные в Москве и Санкт-Петербурге. По словам Максимова, с недавних пор в Ингушетии работает оперативная группа ДепУР МВД, которая ежедневно выявляет автомобили, похищенные в других регионах. Но, по словам милиционера, ситуация в республике схожа с бассейном из детской задачки: как бы ни старались оперативники откачать криминальные иномарки, их приток продолжается.