0
6944
Газета Факты и комментарии Печатная версия

18.06.2019 17:50:00

Останки царских детей затерялись в монастырях

Зачем РПЦ скрывает местонахождение праха Алексея и Марии Романовых

Тэги: рпц, останки, романовы, царская семья, патриарх кирилл, следственный комитет, убийство, монастырь, ганина яма, екатеринбург


рпц, останки, романовы, царская семья, патриарх кирилл, следственный комитет, убийство, монастырь, ганина яма, екатеринбург Для непримиримых верующих невозможно признать подлинным то, что считали таковым Ельцин и Немцов. Фото РИА Новости

Екатеринбургские СМИ со ссылкой на неназванных историков сообщили, что останки Алексея и Марии Романовых, детей последнего российского императора Николая II, расстрелянных большевиками в 1918 году, якобы исчезли. Появилась версия, что они были уничтожены «в ходе неудачных опытов, заказанных церковью». Столь резкое обвинение привлекло внимание федеральных СМИ, которые попытались прояснить ситуацию. Однако добиться результата оказалось не так-то просто. Отчасти потому, что в самой Русской православной церкви давали противоречивые комментарии.

В начале июня пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил, что сведения уральских историков и распространивших эту новость журналистов об исчезновении или уничтожении предполагаемых останков царских детей неточны. «Ряд СМИ распространяют недостоверную информацию относительно останков, находящихся в Новоспасском монастыре», – приводит слова Волкова РИА Новости. На следующий день в Новоспасском монастыре присутствие праха в стенах обители опровергли. «Ничего подобного у нас не было. Не поймем, откуда ноги растут. Просто не было в монастыре этого», – цитирует утверждения одного из представителей монастыря ТАСС. Бывший директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко выразил уверенность, что искомое до сих пор находится в Новоспасской обители. «Я не знаю точно, но на 90% уверен, что они там и продолжают быть. Мне сказали, что новый наместник монастыря говорит, что их там якобы нет. Так это ерунда. Спросите у прежнего наместника, митрополита Саввы (Михеева)», – подчеркнул Мироненко в разговоре с «Интерфакс-религией», добавив, что «останки несколько лет назад были переданы Государственным архивом в Новоспасский монастырь для дальнейшего исследования». При этом главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в своем Telegram-канале написал, что местонахождение фрагментов костей царских детей «по-прежнему неизвестно». На что председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда также в Telegram-канале заверил своих читателей: «Дорогие коллеги, еще раз: с останками все в порядке. С ними ничего не случилось. Они находятся в одном из московских монастырей».

Напомним, что в июле 1991 года на Старой Коптяковской дороге близ Екатеринбурга (тогда Свердловска) было вскрыто захоронение, в котором находились кости девяти человек. Предположительно они принадлежали членам царской семьи – Николаю II, его супруге Александре Федоровне, их дочерям – Ольге, Татьяне и Анастасии, а также лицам из их окружения. В 1998 году найденный прах был захоронен в усыпальнице Петропавловского собора Петербурга. А спустя еще девять лет, 29 июля 2007 года, при проведении археологических раскопок в 70 км к югу от места первого захоронения были найдены останки еще двух человек. Многочисленные экспертизы утверждают, что они принадлежат цесаревичу Алексею и его сестре Марии. Этот прах был помещен в хранилище Госархива РФ, а потом передан РПЦ. В 2000 году Русская православная церковь канонизировала Николая II и его семью, однако ни первые, ни последние останки так и не признала как подлинные, даже несмотря на то что еще в 2011 году Следственный комитет России (СКР) после долгого расследования гибели семьи Николая II объявил «екатеринбургские находки» относящимися к царской семье. Этот вывод СКР повторил и в 2018 году. Однако еще в 2012 году в Московский патриархат поступили некие «новые документальные свидетельства обстоятельств гибели царской семьи», и вопрос признания подлинности останков церковью был приостановлен.

Как пояснил «НГР» священник Александр Волков, РПЦ и сейчас не намерена торопиться в вопросе признания или опровержения подлинности найденных фрагментов костей. «Дело в том, что сейчас не завершены все необходимые экспертизы. И когда они завершатся, а это зависит не от нас, а от групп экспертов, которые их проводят, тогда и можно будет подробнее о чем-то говорить. Но в целом тема подлинности останков церковью постоянно обсуждается. Были доклады главы комиссии от церкви митрополита Тихона (Шевкунова). Но пока никаких соответствующих решений мы принять не можем», – отметил пресс-секретарь патриарха. Что касается нынешнего местопребывания останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, то церковь также предпочитает не разглашать его, добавил священнослужитель. «Останки находятся в сохранном месте, там же, где они находились ранее, в этом смысле ничего не поменялось. Однако более подробно о том, где они находятся, и каких-то связанных с ними процессуальных действиях мы не можем сейчас говорить из-за того, что эта тема не закрыта, Следственным комитетом России и экспертами все еще ведутся необходимые действия по вопросам, связанным с царскими останками. Но, по моей информации, с ними все в порядке, и они находятся в безопасном месте», – заверил пресс-секретарь патриарха. По его мнению, «вброс фейковых новостей» о пропаже и даже уничтожении документальных материалов мог быть попыткой очернить РПЦ: «Возможно, это была попытка ряда недобросовестных журналистов привлечь какое-то дополнительное негативное внимание к церкви в связи со скандалом вокруг строительства храма в Екатеринбурге. Но, повторюсь, в реальности нет никакой темы для обсуждений, ничего не поменялось и никаких тайных действий со стороны церкви не производилось».

В Новоспасском монастыре от каких-либо комментариев на эту тему отказываются. «Поскольку Новоспасский монастырь является патриаршей ставропигией, то право комментировать все вопросы по останкам принадлежат пресс-службе патриарха Московского и всея Руси. Обращайтесь туда», – ответили «НГР» на вопрос о том, хранятся ли у них останки царских детей. Не знает о том, где сейчас находятся опечатанные СКР фрагменты тел, и представитель объединения рода Романовых в России Иван Арцишевский. «Я пытаюсь узнать, в каком из монастырей РПЦ находятся сейчас останки, но пока никакой информации по этому поводу у меня нет», – заявил Арцишевский «НГР». «Я разговаривал и со Следственным комитетом, но они тоже пока ничего не знают. Единственное, что мне сказали, что разговоры об исчезновении – это фейк. Но они пока тоже пытаются выяснить, где находятся останки, а Русская православная церковь хранит тайну», – добавил собеседник. Сам он не понимает, зачем нужна такая секретность. «Позиция Русской православной церкви, наверное, обоснована для самой Русской православной церкви, но не очень понятна всем остальным. Мы ждем каких-то разъяснений и объяснений, но пока от них ничего нет. Более того, несколько лет назад и Следственный комитет, и все другие комиссии, занимающиеся этим делом, все лаборатории, проводившие экспертизу, признали останки настоящими. Почему это не признает церковь? Мыслей, конечно, много, но комментировать их я не хочу», – заключил Арцишевский.

Екатеринбургскому историку и основателю центра по расследованию обстоятельств гибели членов царской семьи Вадиму Винеру осторожная позиция Московского патриархата в отношении царских останков вполне понятна. «Это не царские фрагменты, – сказал он «НГР». –  Некие косточки были помещены в монастырь. Они являются вещдоками в рамках уголовного дела. Что там с ними делают, этот вопрос надо задавать следователю Молодцовой, которая сейчас ведет это дело. А то, что к царю эти кости отношения не имеют, – это было понятно с самого начала. Тем более вторые (цесаревича Алексея и княжны Марии. – «НГР») – а иначе как можно объяснить, что в захоронениях 1918 года были найдены 15 копеек 1930 года, 1, 3, 5 копеек 1943 года и пули от пистолета ТТ, которого тогда не существовало в природе. Как это могло попасть в 1918 год? Я задавал эти вопросы и Следственному комитету, и патриарху Кириллу, но ответов так и не получил».

«Русская православная церковь в связи с этими останками находится в очень непростой ситуации», – такое мнение выразил в разговоре с «НГР» заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «В РПЦ очень невыгодно поднимать эту тему, и они стремятся ее всячески избежать. Думаю, священноначалие понимает, что это аутентичные останки царской семьи. Но есть верующие, которые их не признавали и не будут признавать. Причем их не так много, но если брать процент тех, кто постоянно ходит в храмы и постоянно участвует в разных церковных акциях – молитвенные стояния или сбор подписей за строительство храма, – то тут процент окажется значительно более высокий. При этом речь идет не столько о каком-то наборе рациональных аргументов, сколько о неприятии, вызванном тем, что подлинность этих останков отстаивали, например, Борис Ельцин и Борис Немцов, то есть неприемлемые для них люди. Потому что если в 1990-е годы многие монашествующие говорили, что останки фальшивые, а Борис Ельцин заявлял, что они настоящие, то признать, что Ельцин был прав, для этих людей сейчас просто психологически невозможно», – считает политолог. Эксперт также напомнил, что «одно время государство хотело, чтобы процесс признания их подлинности ускорился, но Московской патриархат как мог старался его отложить». «Складывается впечатление, что современные церковные деятели боятся подступиться к этому вопросу. Потому что сказать, что останки неподлинные, – значит вызвать много вопросов у государственной власти: на каком основании сделаны такие выводы и почему РПЦ следует мнению каких-то маргинальных людей? Но для церкви это вовсе не маргиналы. Потому что если их отбросить от себя, то кто будет выходить на молитвенные стояния и защищать интересы церкви? Если признать останки аутентичными, то это означает прямой конфликт с этими людьми», – заключил Макаркин.

Тем не менее, если вдруг все ныне проводимые экспертизы когда-нибудь покажут, что исследуемые фрагменты все-таки являются царскими, и, конечно, если этот вывод удовлетворит РПЦ, то тому тщательно скрываемому сейчас монастырю, где хранятся предполагаемые останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, крупно повезет. Ведь обитель в одночасье приобретет как минимум 17 фрагментов святых мощей (именно столько, согласно описаниям экспертизы, было найдено в 2007 году), что может повысить статус обители в глазах паломников – со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Надо ли защищать детей от теории Дарвина

Милена Фаустова

Выпад против науки вызвал протест даже у служителей церкви

0
4600
Белорусская православная церковь перед лицом нового социализма

Белорусская православная церковь перед лицом нового социализма

Анастасия Коскелло

Отношения религиозных организаций и государства выстраиваются по китайской модели

0
4358
РПЦ создает оберег от язычества

РПЦ создает оберег от язычества

Андрей Мельников

Патриарх Кирилл призвал к сопротивлению многобожникам и оккультистам

0
3269
В РПЦ обломали рога языческим богам

В РПЦ обломали рога языческим богам

Милена Фаустова

Патриарх Кирилл осудил моду на политеизм среди военных и школьников

0
4946

Другие новости