0
1139
Газета Факты, события Интернет-версия

25.12.2008 00:00:00

Пришел Орфей и наследил

Тэги: фестиваль, литератерра


фестиваль, литератерра Победитель прошлогоднего турнира поэтов Антон Васецкий. Фото с сайта www.literaterra.ru

Едва ли больше, но, во всяком случае, три основных вида у современных поэтических чтений мне известны доподлинно: камерные, кунсткамерные, оккамерные. Первый назван не по особенности пространства, а по характеру мероприятия ≈ милый обыкновенно междусобойчик, с его взаимозачетами и реципрокцией. В противоположность ему второй, как правило, являет собой показ заспиртованных диковин обоего полу, что только наскребли по сусекам и тулуз-лотрекам, а говоря кураторским языком, ⌠срез культурной среды■. Но чтений оккамерных большинство: некий критерий служит пресловутой бритвой, каковая отсекает лишние сущности и личностей, иногда с умыслом, чаще рассудку вопреки.

Четвертая по порядковому номеру, ⌠Литератерра-2008■ четвертым же пунктом вписалась в мою личную классификацию, вселив в меня надежду на лучшее. Признаюсь сразу: состоял, участвовал. Состоял ≈ в авторах первого, включающего около сорока поэтов сборника ⌠Литератерра. Три столицы■, который подвел первые итоги одноименного фестивального движения, участвовал ≈ сначала в нижегородских (29 и 30 ноября), а затем и в московских чтениях (13 декабря) по случаю выпуска книги. Однако с течением времени моя точка зрения на те дни дала нечто вроде оптических парадоксов Эшера: ни с первого, ни со второго взгляда не разберешь, то ли герой внутри здания, то ли снаружи. Да и герой ли он, бог весть. Со зданием как-то яснее, из чего бы оно ни было сложено ≈ из камней или из слов.

Архитектурные сравнения посетили меня, еще когда мы, поэтическое объединение Фронт радикального искусства, десантировались в Нижнем Новгороде и, прибыв в расположение духа (как прибывают в расположение части), на окружающее реагировали главным образом моносиллабически. Часа три спустя я окончательно укрепился во мнении, что место действия в полной мере отвечает подбору участников фестиваля: по левую сторону улицы ≈ дом-гигант в духе классического постконструктивизма, по правую ≈ чудом уцелевший образец деревянного зодчества XVIII века, впереди ≈ стройка, где обертонально ревут какие-то промышленные дрели, однако наружная эклектика формировала внутренне целостный архитектурный ансамбль. В таком пространстве Кокто, живи он сегодня, было бы не зазорно снять агорафобическую вариацию на тему ⌠Орфея■ или ⌠Крови поэта■. Нам же отправлять орфический культ и сдавать поэтическую кровь на анализ пристрастных нижегородцев предстояло, как оказалось, в галерее ⌠Варварка, 8■. ⌠Ну, две столицы из трех объединяет■, ≈ решили мы, разглядывая вывеску перед выступлением. Будто и не покидали Москвы. Да еще в холле ≈ очень неплохая картина местного примитивиста, почти что Анри Руссо.

Курс на смычку ≈ советская архитектура диктовала сообразные ей речевые обороты ≈ продолжил организатор фестиваля Арсений Гончуков, тележурналист и культуртрегер, а если точнее, контентмейстер. Впрочем, емко и к месту разъяснив, что и ради чего будет вершиться в ближайшие часы, он уступил место поэтам, в том числе себе, как одному из них.

Любите ли вы ⌠роман воспитания■, как люблю его я, и фильмы того же жанра? Тогда наверняка любите и выступления лириков в режиме нон-стоп. Всякий раз, попадая на такого рода мероприятия, я вспоминаю фильм ⌠Кикбоксер■: вот Ван Дамм бежит по улице, вот бьет лоу-киком ни в чем не повинную пальму, вот, превозмогая боль и покрываясь фактурным потом, садится на шпагат, вот повторно бьет пальму┘ Месседж прост: терпенье и труд, иначе ты труп. Наблюдая, как сменяют друг друга на сцене поэты (будто бы читая присутствующим некий курс молодого бойца), я пытаюсь понять, каков их совокупный месседж. Если принять каждого за букву, то образуют ли они анаграмму, а образовав оную, обретают ли цвет и вкус, как гласные у Артюра Рембо: ⌠Е ≈ белизна шатров и, в хлопьях снежной ваты, // Вершина, дрожь цветка┘■?

К моему удовольствию, ⌠Литератерра■ свое название оправдала, здесь буква ≈ litera ≈ подкреплялась духом (сами выступающие позже подкрепились на фуршете), а все вместе не шло прахом: поэты молодые и зрелые, именитые и начинающие, примелькавшиеся и прежде невиданные составили чудесный меланж.

Были мэтры заслуженные, такие как Алексей Ефимов, были мэтры молодые. Один из них, победитель прошлогоднего турнира поэтов Антон Васецкий с мягкой и на диво доверительной артикуляцией читал о том времени, которое ⌠сломило ногу, вывихнуло сустав■, но, во всяком случае, это время не утраченное, хотя удивительным образом, невзирая на сущностное расхождение в поэтике, хронотоп созерцательного Васецкого близок хронотопу бунташного Широпаева, только выписан в другой, гораздо более вкрадчивой и прихотливой манере. Что до синтеза образности, мой разум утомленный перевыполнил план, и стихи двух замечательных и по отдельности крайне ценимых мною поэтесс, Натальи Лебедевой и Евгении Риц, спеклись в одно целое. Кода стихотворения Натальи: ⌠┘И знаешь, у того, кто залег на соседней крыше // С винтовкой в руках, уже не твое лицо■, ≈ будто бы ввела персонажа из ямба Евгении: ⌠На небе ≈ точки, точки и тире, // В воздушном тире┘■ Вот такой вот ⌠асимметричный дуализм■ оптики.

Каждый из поэтов вещал о своем, но, по Секацкому, с частицей своей крови, ⌠крови Орфея■, отдавал и часть общего ≈ частицу предвечного Океаноса. Надо думать, максима Вячеслава Памурзина в крови у многих поэтов: ⌠┘Я живу, потому что не знаю, // Почему бы не наоборот■, и в доле не меньшей, чем этиловый спирт.

На той же границе между личностью и вечностью, а равно между неоформализмом и сюрреализмом действовал наш Фронт радикального искусства, выступавший, как и обязывает его название, единым блоком. Оптика у него своя ≈ онейрическая и потусторонняя: ⌠Смотри┘ ≈ смеется череп Ханумана // В кессонной зыбке карего зрачка■ (Михаил Красавин). После ≈ по контрасту, видимо, ≈ на сцену выходили по одному члены сообщества ⌠Сибирский тракт■. ⌠Замирает в лампе огонек, // Розовый, как пяточки младенца┘■ ≈ веско ронял слова Алексей Евстратов, и я мысленно, с ленцой, прикинул, что бы сочинил дальше: ⌠Отголосками затерянных каденций┘■, но услышал другое: ⌠Женщина смеется и надеется■. Какие мы все-таки разные, и как это замечательно.

Возможно, успехом чтения эти отчасти обязаны тому, что ⌠самовозрастающий Логос■ был заронен на благодатную почву. Публика ≈ внимала. Казалось бы, ждать следовало нижегородского, ярмарочного разгула. Но нет, иначе как чинным поведение слушателей назвать трудно, даже когда Евгений Багдасаров чеканил свой перевод из Эзры Паунда: ⌠┘Софисты, обезьяны, шлюхи и флагелланты!■ Разгул был позже ≈ в Москве.

Столичная часть ⌠Литератерры■ получила еще более сильный резонанс и оказалась людней, шумней, ярмарочней. Центр современного искусства им. Зверева был полон литературной публикой и другими почтенными логофагами, представителями литературного света, полусвета и полутени. Фестиваль стартовал, и весь вечер поэты, каждый по-своему, сопрягали собственную звукопись с дикой природой, которая какие-то полчаса воцарилась везде, кроме разве что сцены. Уловив первобытный настрой слушателей, Света Литвак попросила отстукивать ей размер. Всеволод Емелин тоже выбивал ритм, но из самой аудитории, и вскоре зал кричал за ним рефрен злободневного: ⌠Пусть сильнее грянет кризис!■ Зал кипел бурунами. На той же ⌠буревестниковской■ высоте над волнами удержался и Валерий Нугатов. Да и Арсений Гончуков с его размашистой, но каллиграфически выверенной исповедальностью прозвучал даже убедительнее, чем в своем родном Нижнем Новгороде. Усеченный состав Фронта радикального искусства выступил в полном соответствии с тем, как был объявлен: ⌠Мальчишки и девчонки, а также их родители, // Послушайте историю о проклятой обители┘■, то есть в лучших традициях гностического карнавала. Дуальную природу творчества ФРИ по-своему, будучи подшофе, истолковал один из зрителей, во всеуслышание произнеся по ходу выступления: ⌠Не, брат, ты х┘ю сказал, но так красиво, что я ох┘л!■

┘Как выяснилось позже, не все причастные к действу пережили ту ночь: вскоре после фестиваля один из слушателей, переусердствовав с алкоголем, скончался ≈ остановилось сердце. Пусть земля ему будет пухом. И это еще одно напоминание о том, что поэзия ≈ шаги по стеклу, под которым ≈ бездна, и каждый шаг ≈ подвиг, ведь ⌠пятки Орфея изрезаны в кровь■.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
469
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
559
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
664
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
640

Другие новости