0
1408
Газета Факты, события Интернет-версия

26.01.2017 00:01:00

Зашкурить под грунт

Тэги: презентация, поэзия, лирика, юмор, парадоксы


презентация, поэзия, лирика, юмор, парадоксы Николай Байтов предлагает воспринимать стихи двояко. Фото Валерия Панфилова

В клубе «Дача на Покровке» прошла презентация поэтической книги Николая Байтова «Энциклопедия иллюзии». Название во многом характеризует и отражает поэтику автора – парадоксальную, неожиданную, полную ловушек-обманок. Об этом говорит и некоторое плутовство, хитринка, иногда улавливаемые в его манере держаться. Как сообщил критик Игорь Гулин, он уже 10 лет ходит вокруг да около творчества Байтова, «собирает улики и сигналы» и до сих пор может только догадываться – какое этому дать определение. Игорь Гулин сравнил поэтику Николая Байтова с фильмом Ирины Поволоцкой «Таинственная стена», в котором в тайге откуда ни возьмись появляется и вновь исчезает стена, и что за этой стеной – никто догадаться не может. Вот и здесь также: всегда присутствует тайна. Есть некоторая метафизическая Стена, которая отделяет от чего-то и указывает на что-то, находящееся за ней – невиданное, истинное. Исследование творчества Байтова Гулин сравнил с изучением сложных конструкций, массивных тел, сопровождаемым хождением вокруг, постоянным возвращением, процессом ощупывания.

Сам Николай Байтов рассказал, что в книге собран «крупный метр» – 18 поэм, созданных за 32 года. Причем 10 поэм в книгу не вошли. Первую вещь, которая так и называлась «Энциклопедия иллюзий», поэт не читал, поскольку она читается на два голоса, и ранее он озвучивал ее вместе со своим сыном Митей, который в этот раз не смог присутствовать. Прозвучала поэма 1992 года «Плита»: «Зашпаклевано. Зашкурить под грунт./ Закури садись. Кадри тех подруг./ Перед смертью у меня одной есть портрет./ Без подробностей зашкурить под мрамор./ Сказал, гладко ободрать – и под грунт./ Сказал, не надо: я с тех пор продрог./ В железнодорожном был обут, одет./ Стипендия плюс бесплатный проезд./ Кому надо, с ручками лакированный гроб./ Не обижаюсь в комбинезоне рваном». По мере чтения слушатели убеждались, что путем энциклопедических перечислений, наслоений автор создает своего рода головоломку, плетет сети и лабиринты, выход из которых может быть самым странным. Как, например, в поэме «Лодья», написанной реалистично, в форме «белого стиха»: у героя мистически пропадает подруга, и он прыгает с поезда, чтобы ее найти. Однако эпилог-резюме поворачивает все с ног на голову: «Ну, что ж, перечитай поэму –/ Теперь уж с некою подсказкой:/ здесь все трактуется двояко. –/ Быть может, женщине несчастной/ пришлось спасаться от маньяка».

По просьбе Игоря Гулина Николай Байтов прочитал поэму «То ли в сумочке…», затем поэму «Три года», более других наполненную литературными аллюзиями: «Мороз и солнце, день чудесный./ Пушистый иней лес окрестный/ посеребрил – и мерседес свой/ разогревает коммерсант./ Его приятель закулисный,/ влиятельный и мускулистый,/ с улыбкой взор свой заскорузлый/ подъемлет к ярким небесам: <…> Трещит камин – и мы примолкли./ Мигают лампочки на елке./ «Прокатимся до Красной Горки,/ туда и путь всего пустяк!» –/ звучит мечта... Но сразу глохнет./ Седая темень бьется в окна./ И буря мглою небо кроет./ И вихри снежные свистят». Но больше всего эмоций вызвала поэма «39 комнат», которую попросил прочитать ведущий вечера поэт и культуртрегер Юрий Цветков. Байтов вспомнил, что во время литературной поездки по Сербии ему пришлось читать ее раз пять, в каждом городе, потому что только она была переведена на сербский. Эта поэма, каждая из 39 строф которой начинается фразой «Вот комната моя», показывает, сколь многогранно – реалистично и метафизично можно описать одно и то же пространство: «7. Вот комната моя. В ней шесть иль даже семь/ квадратных метров. – Что ж? – мне измерять их лень./ И незачем. Вон шкаф измерил раз/ да и забыл тотчас. <…> 21. Вот комната моя, в ней гости и вино./ Две дамы курят «Мор», пуская дым в окно./ Движенье, смех. Олег прочел эссе./ И вновь налили все». Что и сделали все участники и гости в финале вечера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2342
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5180
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2873
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3316

Другие новости